Лихачам напомнили о правилах

В Приморье автобусы и маршрутки проходят проверку на безопасность

22 окт. 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3826 (160) от 22 окт. 2015

Пассажирские автобусы всегда считались относительно безопасным транспортом в сравнении с легковыми авто. Но участившиеся случаи автобусных ДТП по всей стране показали: люди гибнут из-за выхода на линию технически неисправных авто и грубейших нарушений водителями правил дорожного движения. Как обстоят дела с безопасностью автобусных пассажирских перевозок в Приморье, выяснял корреспондент «В».

В Приморье с начала года зарегистрировано 54 ДТП, виновниками которых признаны водители автобусов и маршрутных такси. При этом более 60 человек получили ранения, один погиб. В прошлом же году за аналогичный период произошло 41 ДТП. Эти данные были оглашены на открытом совещании руководства краевой Госавтоинспекции с представителями автотранспортных предприятий Приморья.

Лихачи есть, пьяных нет

Как рассказал начальник отделения технического надзора и регистрационно-экзаменационной работы краевого УГИБДД РФ Василий Демидов, рост количества дорожных происшествий, связанных с общественным транспортом, зафиксирован в Уссурийске, Надеждинском районе и еще ряде территорий Приморья. И во всех случаях виновными признаны водители коммерческих автобусов.

Да и, собственно, этот автомобильный год начался с резонансного автобусного ДТП. В конце января в Надеждинском районе, на 722 км трассы Владивосток – Хабаровск, в аварию попал школьный автобус, в котором ехали 12 учеников 7, 8 и 9-х классов. Как сообщала пресс-служба краевого УМВД России, водитель школьного автобуса не выбрал безопасную дистанцию и совершил столкновение с автомашиной, идущей в попутном направлении. К счастью, никто из ребят не пострадал.

В феврале четверо пассажиров пострадали в дорожной аварии на 14 км автодороги Рудная Пристань – Терней. Как сообщили в пресс-службе регионального управления МВД, водитель рейсового пассажирского автобуса на скользкой дороге не справился с управлением. Автобус съехал в кювет и опрокинулся. В момент аварии в салоне находилось 15 пассажиров. Травмы получили четверо. Две женщины и 9-летний ребенок после оказания помощи отпущены на амбулаторное лечение. 67-летняя пенсионерка получила перелом руки и была госпитализирована в центральную больницу города Дальнегорска.

Василий Демидов отметил, что в погоне за выручкой лихачи забывают и о правилах дорожного движения, и об отдыхе, находясь за рулем по 12 – 14 часов ежедневно. Известен случай, когда водители междугородного автобуса, следующего по маршруту Владивосток – Хабаровск, спрашивали у пассажиров, где находятся автостанции! Что свидетельствует об отсутствии стажировки водителей автобусов на маршрутах, на которых им предстоит самостоятельно работать. Хотя допуск к работе без предварительной стажировки запрещен.

– Мы получаем десятки обращений с жалобами на превышение водителями автобусов скорости, выезд на встречную полосу движения, езду по тротуарам. Особая категория нарушителей – это те, кто на дороге устраивает гонки с конкурентами в надежде первым добраться до остановки и забрать всех пассажиров. Зачастую водители отрицают подобные факты, доказательная база отсутствует. Потому мы рекомендуем руководителям предприятий, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, устанавливать в автобусах видеорегистраторы, – сказал представитель краевой Госавтоинспекции.

За липу – к ответу

Для снижения аварийности на дорогах края сотрудники ГИБДД вместе с представителями прокуратуры регулярно проводят профилактические операции «Автобус» и «Перевозчик», в этом году уже проводили девять раз. Прежде всего под их контроль попадают условия допуска водителей к пассажирским перевозкам, техническое состояние автопарка. Результаты этих мероприятий заставляют задуматься. Так, в этом году к административной ответственности привлечено 233 водителя автобуса и 50 должностных лиц. Как выяснилось, чаще всего водители автобусов, особенно гастарбайтеры, при трудоустройстве предъявляли поддельные медицинские справки. Притом что работать они собирались не в скафандре и не под колпаком, а непосредственно общаясь с населением. А вдруг у них скрытая форма туберкулеза, чесотка или стригущий лишай?

– За последний месяц сотрудниками ГИБДД в Приморье выявлено около 26 тысяч липовых диагностических карт, выданных владельцам автотранспортных средств, – заявил на совместном совещании заместитель начальника краевого УГИБДД Сергей Сбродов. – Таких недобросовестных водителей мы снимаем с маршрута.

Ответственный сотрудник краевой Госавтоинспекции признал, что прохождение техосмотра практически во всех городах России превратилось в фикцию. Что также сказывается на безопасности пассажиров.

– Поддельными диагностическими картами, подтверждающими пригодность транспортного средства для выезда и передвижения по дорогам, торгуют и в будках на авторынках, и с машин на перекрестках, и в офисах страховых компаний. Всюду объявления о проведении техосмотра, причем предлагают его даже на дом привезти. Да и в местах проведения самого техосмотра зачастую отсутствует необходимая материально-техническая база, а адрес фактического нахождения оператора пункта ТО порой находится в другом субъекте РФ. Бывает, что деятельность оператора приостановлена Российским союзом автостраховщиков, поэтому диагностическая карта уже на момент выдачи является недействительной. А он все равно работает, потому что его никто не проверяет! – негодует замначальника УГИБДД.

Были случаи, когда при проверке по единой автоматизированной базе данных выяснялось, что автобус зарегистрирован на территории Приморского края, а техосмотр это авто проходило на территории Курганской или Рязанской области. Причем диагностическую карту водитель получил за день до проверки! Но такого не может быть: машину времени пока еще не изобрели. Налицо нарушение закона, и дальнейшая судьба диагностической карты с липовым техническим осмотром, водителя автобуса и руководства предприятия в руках сотрудников криминальной полиции.

Желтые «МАНы» – безопасность и украшение Владивостока

Вместе с тем Василий Демидов отметил позитивные перемены. В этом году не выявлено фактов управления автобусами нетрезвыми водителями. Также из приятного, как подчеркнул начальник отделения технического надзора и регистрационно-экзаменационной работы краевого УГИБДД РФ, – с автомагистралей Владивостока исчезают старые автобусы. На их место приходят современные, комфортабельные. Он отметил, что активное замещение изношенных в хлам авто на новые во Владивостоке происходит благодаря инициативе городских властей. И это значительный вклад администрации города в обеспечение безопасности на дорогах краевого центра.

Напомним, что возрождение муниципального пассажирского парка в краевом центре началось в 2011 году с закупки новых автобусов немецкой фирмы MAN в рамках масштабной транспортной реформы, проводимой по инициативе главы Владивостока Игоря Пушкарева. В течение года специалисты управления транспорта администрации приморской столицы проводили анализ рынка автобусов, которые, во-первых, соответствовали мировым стандартам пассажирских перевозок, во-вторых, с технической точки зрения обеспечивали бы надежную, без сбоев работу в мегаполисе с достаточно сложным рельефом.

За это время в столице Приморья побывало несколько делегаций производителей современной автобусной техники. Также были проведены встречи на международных автомобильных выставках. Для применения во Владивостоке рассматривались известные марки автобусов: «Скания», «Мерседес», MAN, «Вольво», «Дэу», «Хендай», а также российские и белорусские: ГАЗ, ЛиАЗ, МАЗ.

В итоге был сделан выбор в пользу качественных и надежных «МАНов». Кстати, завод по сборке этих автобусов начнет работу на территории России, что значительно удешевит и ускорит их ремонт и профилактику. Кроме того, компания MAN уже имеет во Владивостоке авторизованный сервис.

Два первых «МАНa» вышли на дороги приморской столицы в конце февраля 2011 года. После их полугодовой безаварийной обкатки было приобретено еще 50 таких же автобусов. Для всей партии был выбран единый насыщенный желтый цвет. Эти автобусы стали визитной карточкой Владивостока.

Новые автобусы вместимостью на 100 пассажиров получили прописку в муниципальном автотранспортном предприятии МУП «ВПОПАТ-1». Их баранки доверили лучшим водителям компании. Кроме того, администрация Владивостока приобрела 200 автобусов малой вместимости марки «Фольксваген», выделив из бюджета на эти цели 285 млн рублей. На сегодняшний день в результате этих нововведений автобусный парк Владивостока обновился на 80 процентов. И это еще не финал.

   

Автор: Сергей КОЖИН