Так бей же, бей в свои барабаны…

Чем удивляет чужестранцев маленькая Корея, процветающая в большом Китае

21 окт. 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3825 (159) от 21 окт. 2015

Окончание. Начало в номере за 14 октября

Можете ли вы себе представить, как это здорово – бить в большой корейский барабан? Со всей, простите, дури. Так, чтобы звук разносился по всему помещению, а на экранах вокруг отражалось твое изображение – странный человечек, в упоении колотящий по барабану?

Вот и я не знала, пока не побывала в музее корейской нематериальной культуры, что расположен в небольшом городе Тумэн, на полпути от Хуньчуня до Янцзи. Раньше до него на автобусе надо было ехать больше часа, а сегодня – 10 минут на скоростном поезде CRH, ну просто рукой подать!

Бабушки зажигают

В Тумэне, как и во многих населенных пунктах Яньбянь-Корейского автономного округа, большинство жителей – этнические корейцы. И здесь, в маленьком городке (ну, как наш Фокино, наверное), мы никак не ожидали увидеть такой музей: довольно большой и, главное, очень современный, со всяческими наворотами в виде интерактивных досок, с музыкантами, играющими вживую на национальных инструментах, с гидами в народных костюмах. А как оформлена площадь рядом с музеем! Тут и традиционное водяное колесо, и беседки в корейском стиле, которые отнюдь не пустуют. Видно, что люди сюда ходят. Часто и с удовольствием.

Конечно, конкуренцию огромному и весьма помпезному, с шикарными батальными диорамами (какой, оказывается, воинственный народ корейцы –кто бы мог подумать?) и мраморными колоннами музею в Янцзи этот, тумэнский, не составит, но именно он произвел на нас наиболее сильное впечатление. А уж по корейским барабанам – с десятком изображений на всю стену! – мы постучали от души. Можно только представить, сколько удовольствия такая забава доставляет приходящим в музей детям…

Впрочем, свою коренную культуру китайские корейцы хранят в любом возрасте. В этом мы убедились, побывав в деревне, расположенной в нескольких десятках километров от городка Анту. Из двух тысяч местных жителей 90 процентов – корейцы. В 2009 году и в этой деревеньке появился мини-музей – несколько домов, построенных в традиционном корейском стиле, этакая стилизованная усадьба.

Причем это не потемкинские деревни. Рядом с каждым домом в усадьбе огромные кувшины. Что в них? Оказывается, деревня живет производством уникальных, изготовляемых по старинным рецептам и технологиям корейских соусов. Они вызревают именно в этих кувшинах и поставляются в лучшие рестораны провинции Цзилинь!

А еще на территории усадьбы местные жители регулярно устраивают праздники. Для самих себя. В деревне есть «кружок народного танца», где занимаются как пожилые, так и молодые люди. Вот их силами и был собран мини-концерт для русской делегации. Нам показали два традиционных корейских танца: обрядовый и шуточный, посвященный сбору урожая риса. Возможно, деревенские танцовщицы, особенно пожилые, были не так изящны и красивы, как профессиональные артисты в Янцзи, но танцевали с душой, с улыбкой. Познакомиться бы им с каким-нибудь танцевальным любительским коллективом из Михайловки или Ивановки. Вот бы дивные посиделки получились! Бабушки из разных стран, а как любят и помнят свои обычаи, свою традиционную культуру…

Зрительный контакт

О том, что в провинции Цзилинь живет много корейцев, об особенностях их культуры напоминают статуи, картины, рисунки, причем иногда они обнаруживаются в самых неожиданных местах.

К примеру, парк Northeast China Culture Park – небольшое курортно-развлекательное местечко под Чанчунем. Здесь крытые термальные источники, в которых можно от души «помокнуть» и зимой, соседствуют с открытым большим аквапарком, доступным лишь в летние месяцы, и огромной, тщательно продуманной и выстроенной территорией для прогулок. Ряды плакучих ив вокруг большого озера, на котором в августе цветут лотосы, скамейки у воды, идеально выстриженные газоны, на которых можно устраивать пикники, многочисленные беседки, качели, детские площадки, мини-рестораны… И вот, прогуливаясь по этой курортной территории, вдруг натыкаешься на множество скульптур, рассказывающих о корейской и маньчжурской культуре прошлых веков. С точки зрения европейца, конечно, эти скульптуры – чистый китч, но посмотреть все же очень и очень любопытно. А вот Будда в лотосе, стоящий на берегу озера, выглядит неплохо. Перед ним отдыхающие в парке оставляют маленькие подношения: конфеты, печенье, даже желе в мини-упаковках. Будда смотрит на всех открыто и с добром, словно обещая, что все, о чем у него просят, сбудется…

Впрочем, этот Будда не производит такого потрясающего впечатления, как тот, что установлен в храмовом комплексе в городе Дунхуа. В комплекс входят музей последнего императора Китая Пу И, действующий буддийский монастырь и статуя Будды, самая большая на севере Азии – 48 метров. Она обращена лицом к Гонконгу, а в нем расположена такая же, но меньшего размера, статуя Будды, обращенная лицом к Дунхуа. Этот «зрительный контакт» символизирует, как считается, единство Китая во всех смыслах – от религиозного до территориального…

Долгая дорога к Будде

Комплекс в Дунхуа просто огромный. На его посещение обычно уходит целый день, который начинается с музея императорской маньчжурской династии и императора Пу И. Интересно, что родоначальник этой династии, если верить фрескам в музее, – симпатичный светловолосый блондин. Который «пришел с севера». Некоторые гиды, посмеиваясь, говорят, что, наверное, это был русский каторжник с Байкала. Или просто какой-то русский авантюрист.

Конечно, в музей Пу И идут чаще именно туристы. Паломники сразу начинают подниматься к храму и статуе Будды, причем путь идет вдоль территории огромного действующего буддийского монастыря. На его открытие приезжал сам далай-лама.

Идти к Будде непросто – все время вверх по бесконечным, хотя и широким, очень красивым, но все же лестницам. Еще у начала подъема паломники покупают деревянные таблички с красными ленточками. На табличке надо написать желание. И потом привязать ее, в идеале – на террасе рядом с Буддой, в реальности – там, куда сумеешь дойти. Вся лестница в красных ленточках, а уж на террасе у статуи Будды на перилах нет, как говорится, живого места, все красным-красно.

Помолиться Будде можно и нужно не возле статуи, а внутри, в храме, где оборудовано множество мест для смиренной молитвы. Впрочем, здесь и туристу тоже интересно: столько фресок, на которых изображены деяния Будды, столько статуй этого великого божества, которое оказывается то воином, то сидящим в лотосе философом, то довольно устрашающего вида божеством…

И все же, пройдя по храму, все устремляются выше, по лестнице, к статуе Будды. Какой вид открывается оттуда – словами не описать. Как не передать и того, насколько великолепный парк с многочисленными лотосовыми озерами разбит вокруг территории комплекса. Это и уважение к традициям, и, простите, обычный расчет: мало кто уйдет, не прогулявшись по такому парку. А в его глубине – ресторанчики, есть даже отель, сувенирные лавки. Практичность – свойство, присущее и китайцам, и корейцам. Молодцы, что сказать! 

       

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ