Немец, оставивший впечатление

Картина первого владивостокского импрессиониста совершила путешествие во времени и вернулась на родину

21 окт. 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3825 (159) от 21 окт. 2015

Впервые в истории нашего города в Приморской картинной галерее организована выставка работ художника Карла Каля, много лет жившего и творившего здесь. С его именем связана и удивительная история, в которой соприкоснулись разные эпохи и страны, невероятные судьбы и страсть настоящего искусства.

Край, дающий вдохновение

Карл Каль оказался одним из первых в Приморье художников, получивших академическое образование. При этом работал он в стиле классического импрессионизма.

Именно благодаря ему приморское искусство открыло для себя передовую для того времени живописную культуру европейского образца.

Пейзажи Каля, выполненные мелкими раздельными мазками чистого цвета, построенные на контрасте теплых и холодных тонов, отличает обостренное восприятие красоты природы. Многие его картины 1920-х годов были написаны на даче на Седанке.

Коллекциями работ Карла Каля могут похвастать немногие галереи России. На Дальнем Востоке в музеях всего несколько произведений: четыре в Хабаровске и девять в Приморской картинной галерее, причем здесь хранится единственный портрет его работы.

– Карл Каль стал проводником импрессионизма на Дальнем Востоке, – рассказывает директор Приморской картинной галереи Алена Даценко. – Когда он приехал во Владивосток, то просто влюбился в природу, в пейзажи, в цвета, он изумлялся нашему цветовому контрасту: яркому небу, солнцу, сияющему морю, сочным и в то же время нежным оттенкам травы, цветов, деревьев. Наша природа вдохновляла его! Произведения Каля, созданные во Владивостоке, живые, сочные, в них буквально дышит импрессионизм, который накладывается на его академическое образование.

Владивосток тогда был молодым городом, и каждый, кто приезжал сюда, способствовал формированию культурной среды. Художники проводили выставки, рассказывали о современных течениях, поэты читали свои произведения и так далее. Карл Каль также внес большой вклад в создание этой среды. И его влияние на новые поколения приморских художников трудно переоценить…

Во Владивостоке немецкий импрессионист создал множество прекрасных пейзажей и натюрмортов и был весьма уважаемым, популярным художником.

Возвращение солнечного «Лета»

В начале века во Владивосток переехала семья японского купца Ирино. Глава семейства Торазо Ирино, директор филиала компании «Судзуки Сетэн», был большим любителем искусства. В 1927 году фирма обанкротилась и семья вернулась на родину.

За шесть лет до этого, в 1921-м, здесь, в доме № 5 в Краснознаменном переулке, родился Есиро Ирино – будущий первый авангардистский композитор Японии. При крещении (семья была православная) ему дали имя Владимир. До самой своей смерти в 1980 году Ирино-сан хотел вернуться во Владивосток, но приехать в закрытый город ему так и не удалось. Его супруга Рэйко Такахаси Ирино сейчас возглавляет ассоциацию «Япония и Владивосток».

По воспоминаниям очевидцев, Карл Каль в 1920-х годах был очень популярен во Владивостоке, картины его покупались активно, особенно японцами. Среди покупателей был и Торазо Ирино.

Уезжая на родину, семья Ирино вывезла три картины Карла Каля. Перед смертью Торазо Ирино каждому из сыновей подарил по одной. Младшему, Владимиру, достался пейзаж «Лето». А недавно госпожа Рэйко Такахаси Ирино передала этот пейзаж в фонды Приморской картинной галереи.

– История передачи картины такова. Общественная организация «Владивосток и Япония», в которую входят генеральные консулы во Владивостоке, сотрудники консульств, ведущие японские русисты, уникальна и пользуется большим уважением в Японии. Они привозят в наш город культурные проекты (например, прошедший в этом году проект «Японская осень в Приморье»), занимаются дневниками Николая Японского, переводят на русский интересные документы, – объясняет Алена Даценко. – Так вот, мы получили письмо из ассоциации о том, что к ним обратилась женщина с просьбой рассказать о художнике Кале, картина которого есть в ее семье и которую – возможно! – она хотела бы передать нам в дар. Мы дали обширную справку о художнике. Но нам важно было увидеть картину, в этом нам помог Александр Филькин, который съездил в Японию, пообщался с этой семьей. Но оказалось, что представители семейства уже передумали отдавать картину в дар. А через пару месяцев с нами связалась Ирино-сан, которая и объявила о своем решении передать в дар галерее пейзаж «Лето».

Дары нам приходят из разных уголков страны, не только из Приморского края. Но передача картины Карла Каля – это уникальное событие. Впервые Приморская картинная галерея получила картину из-за рубежа. Поэтому дар японских меценатов так нам дорог.

Именно возвращение «Лета» способствовало тому, что впервые в истории галереи была организована выставка работ Карла Каля, в полном объеме представляющая его творчество.

– Составляя эту выставку, мы взглянули по-иному на его работы и стали пристальнее изучать его творчество, – говорит Алена Даценко. – Мы с интересом узнали, что его картины хранятся в США и других странах. Оказывается, первый реставрационный паспорт в нашей галерее был заведен именно на картину этого художника! В общем, выставка даст толчок изучению его творчества и судьбы его творческого наследия. Вероятно, пришло время Каля…

Справка «В»

Импрессионизм – от франц. Impression – впечатление.

Досье «В»

Карл Николаевич Каль родился в 1873 году в Риге в семье прибалтийских немцев. В 1898-м окончил в Германии Дюссельдорфскую академию искусств, затем уехал в Россию, жил в Витебске, Томске, Иркутске. В 1911 году приехал во Владивосток, где в полной мере раскрылся его талант. С 1912 по 1930 год участвовал в городских и региональных выставках, преподавал в частной художественной школе. В 1935-м был репрессирован, скончался в лагере под Томском. Реабилитирован в 1965 году Военной коллегией Верховного суда СССР.

 

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ