Шел под красным знаменем... белый командир
Военный историк раскрывает неизвестные страницы Гражданской войны
Улица Алеутская во Владивостоке много лет называлась улицей 25 Октября. Именно в этот день в 1922 году в город вошла Красная армия.
Впереди колонны красноармейцев несли знамя 6-го стрелкового полка Дальневосточной республики. Стяг был самодельным: его сшили из трех кусков серого холста и выкрасили в золотистый цвет с помощью луковой шелухи. За несколько месяцев до этого исторического события весь личный состав полка погиб при штурме станции Волочаевка под Хабаровском. После этого его наградили орденом Красного Знамени и присвоили почетное наименование «Волочаевский полк»…
Уже не осталось в живых очевидцев тех событий, даже не все историки точно помнят, что предшествовало освобождению Владивостока от белогвардейцев и интервентов. А ведь это крайне интересный эпизод Гражданской войны.
В советское время нам втолковывали, как героически проходили «штурмовые ночи Спасска, волочаевские дни». И мало кто задавался вопросом: из-за чего и кого тогда пришлось штурмовать? На самом деле Красной армии зимой 1922 года на волочаевском рубеже оказывала сопротивление всего-навсего одна дивизия уральских рабочих, воевавших за белых, но… под красным знаменем!
Корреспонденты «В» решили: лучше поздно, чем никогда. И восстановили забытые (или специально скрываемые) страницы истории. Помог нам в этом сотрудник Военно-исторического музея ТОФ Юрий Сыромятников.
Пролетарии против большевиков
– В волочаевских сражениях Красной армии противостояла Ижевско-Воткинская дивизия армии белогвардейцев, – рассказывает Юрий Николаевич. – Сама эта дивизия – особая страница Гражданской войны. И, что важно, оборвалась ее история именно в Приморье.
…В 1917 году из окопов Первой мировой возвращались фронтовики. В том числе и рабочие удмуртских городов Ижевска и Воткинска. Но оказалось, что их места на заводах заняты молодежью, собранной из разных мест.
В городах Западного Урала, как и на большинстве других территорий России, бурлила революционная смута. Большевики ратовали за то, чтобы в России не было богатых. А подавляющее большинство населения Удмуртии было вполне состоятельным: зарплату на оружейных заводах платили весьма достойную. Так что пролетарии Ижевска и Воткинска – элита рабочего класса – выступали против бедности. Оказавшись без работы, они встали на сторону Белого движения.
В августе – ноябре 1918 года произошел Ижевско-Воткинский антисоветский мятеж – вооруженное выступление под руководством организации «Союз фронтовиков» под лозунгом «За Советы без большевиков». Центром восстания стали два города, где были расположены крупные государственные оборонные заводы. В момент наивысшего подъема мятеж охватил территорию с населением более миллиона человек (большую часть современной Удмуртии), а численность повстанческой армии достигла 25 тысяч штыков.
Самыми активными участниками восстания стали рабочие Ижевска и Воткинска. Именно из них были сформированы две дивизии. Рабочие шли в бой против большевиков под красным знаменем, на котором было написано «В борьбе обретешь ты право свое». Вместе с повстанцами родные места покинули и их семьи.
В ходе Гражданской войны Ижевская и Воткинская дивизии понесли серьезные потери и объединились в бригаду (позже дивизию). Возглавил ее полковник Викторин Молчанов. Это соединение вошло в состав войск адмирала Колчака.
От Урала до Приамурья
Гражданская война для подполковника Молчанова началась с того, что он возглавил отряд крестьянской самообороны, сопротивлявшийся продотрядам большевиков в Прикамье. Отряд провел несколько успешных операций против творивших произвол наиболее ретивых красных командиров. Затем Молчанов возглавил восстание в Елабужском уезде. За успехи в боях против Красной армии в конце 1918 года был произведен в полковники.
В это же время из окружения, прорвав фронт, туда же, под Елабугу, отошло соединение ижевских рабочих, которое вошло в состав 2-го белогвардейского Уфимского армейского корпуса. Командиром Ижевской бригады назначили полковника Молчанова. За успешные боевые операции во время весеннего наступления западной армии Колчака, в состав которой входил 2-й Уфимский корпус, Молчанов был произведен в генерал-майоры.
Его дивизия отступала самой последней в колчаковских войсках, прикрывала арьергарды. Особенно ей досталось в Красноярске. Там красные подняли восстание, когда большинство белых покинуло город. Только 1-й армейский Всеволжский корпус генерал-майора Каппеля и дивизия Молчанова не успели уйти за Енисей. Они с боем ворвались в Красноярск, разгромили восставших, но потом отошли к Иркутску.
Как мы знаем, в Прибайкалье армия Колчака закончила свое существование, а самого Верховного правителя расстреляли. Только дивизия уральцев и один стрелковый полк офицеров-каппелевцев смогли пройти по льду Байкала в полном составе. Из Читы они доехали по КВЖД до Владивостока с небольшой остановкой в Харбине. Еще в Чите генерал Молчанов получил пост заместителя командующего Дальневосточной (белой) армией и возглавил Сибирский корпус, созданный на основе оставшихся войск Каппеля и Колчака. Командующий Белым движением на Дальнем Востоке атаман Семенов присвоил ему звание генерал-лейтенанта. Но Викторин Молчанов отказался от него…
В Приморье Молчанов перевооружил своих бойцов, пополнил полки добровольцами из местного населения, после чего корпус стал именоваться Повстанческой белой армией. Всего под его началом находилось в тот момент 2,6 тысячи штыков. Но знамя было уже другое – Андреевский стяг, окаймленный по краям георгиевской лентой.
Из Уссурийска армия Молчанова начала наступление на север, нанесла ряд значительных поражений красной Дальневосточной армии. 22 декабря 1921 года триумфально захватила Хабаровск и освободила почти все центральное Приамурье и северное Приморье.
Первое поражение молчановцы потерпели 12 февраля 1922 года от превосходящих сил Красной армии под Волочаевкой…
Волочаевские дни
…В годы советской власти на сопке Июнь-Корань на левом берегу Амура, под Хабаровском, был создан музей. Репортеру «В» довелось побывать в нем. Одна из самых интересных экспозиций воссоздает (в форме инсталляции) события февраля 1922 года: армия героя Гражданской войны Василия Блюхера, имея многочисленное превосходство в живой силе, при поддержке артиллерии, танков и бронепоездов прорывает оборону на сопке…
Об этих событиях известно многое. А вот об обороне белыми частями самой станции Волочаевка не известно почти ничего.
Сопку Июнь-Корань и прилегающие территории прикрывала именно Ижевско-Воткинская дивизия. Она давала шанс остальным белогвардейцам, обремененным обозами и семьями, отступить за Амур, чтобы далее, из Приморья, морем или по суше эмигрировать из России.
Дивизия в тех боях сама потеряла много бойцов, но и положила на подступах к Волочаевке немало сил противника. Достаточно сказать, что первый полк красноармейцев, штурмовавший сопку (тот самый 6-й стрелковый), полег полностью. Командарму Блюхеру пришлось срочно бросать в бой резервы, чтобы белые не успели подвезти из Хабаровска боеприпасы.
Поскольку патронов не хватало, ижевцы полили склоны сопки водой, создав ледовую корку, и опутали все колючей проволокой. Из окопов поднимались только в штыковые атаки.
Когда кавалерия Блюхера стала окружать Волочаевку и сопку, Молчанов отдал приказ отступать в Хабаровск. Оттуда на юг его части пробивались с тяжелыми боями. Наиболее кровавые столкновения произошли у станций Розенгартовка и Бикин (к слову, все участвовавшие в них полки Блюхера были награждены орденами Красного Знамени).
Ночи Спасска
Генерал Молчанов вынужден был вернуться со своей армией в Приморье. Оно оставалось последним очагом Белого движения в России, а власть во Владивостоке в тот момент перешла от Спиридона Меркулова к генерал-лейтенанту Михаилу Дитерихсу.
Остатки армии вместе с казаками заняли укрепрайон в Спасске-Дальнем (его оборудовали японские интервенты в надежде остановить продвижение большевиков).
– В тот момент между представителями советской республики и японского командования в Приморье велись активные переговоры, – рассказывает Юрий Сыромятников. – Японцы хотели эвакуировать свой 70-тысячный экспедиционный корпус с Дальнего Востока. Однако потребовали ряд уступок от руководства Дальневосточной республики: статус наибольшего благоприятствования в Приморье и на Сахалине при добыче рыбы, различных рудных металлов, угля и древесины. Последний этап переговоров прошел в 1922 году на Седанке.
В итоге японцы «сдали» белые части. Но этому предшествовали жестокие бои в Спасске 8 – 9 октября. И снова эвакуацию остатков белой армии прикрывала Ижевско-Воткинская дивизия под командованием генерала Молчанова. Конечно, они защищали еще и свои семьи, которые спешили выбраться за пределы России в Китай.
7 октября части ударной группы 2-й Приамурской дивизии вышли на подступы к Спасскому укрепрайону. Укрепрайон, сооруженный солдатами 8-й японской пехотной дивизии, представлял собой 7 фортов полевого типа, которые соединялись окопами и были обнесены 3 – 5 рядами колючей проволоки.
К началу сражения силы ударной группы Народно-революционной армии (НРА) включали в себя два оперативных соединения. 8 октября части НРА начали штурм укреплений белых. Красноармейцы овладели фортом № 3 и к исходу дня закрепились на северо-западной окраине Спасска.
Утром 9 октября войска НРА пере-шли в наступление по всему фронту. После короткой артподготовки они заняли северную часть города. К полудню были захвачены еще четыре форта и белые отошли на последний укрепленный рубеж в районе цементного завода. Однако затем, оказавшись под угрозой захвата с флангов, были вынуждены оставить Спасск…
В этом сражении потери молчановцев составили свыше 1000 человек убитыми и ранеными, части НРА захватили более 280 пленных, 2 артиллерийские батареи, штаб белых и бронепоезд.
Так дивизия мятежных уральских рабочих прекратила свое существование. Она приняли еще один бой – на границе с Китаем. Чтобы обоз с женщинами и детьми успел перейти границу, уральцы поднялись в штыковую атаку против красноармейцев, которыми командовал уже Иероним Уборевич. Несколько выживших солдат и офицеров, сохранив Андреевское знамя, покинули Россию.
25 октября Красная армия вошла во Владивосток. Партизаны в город не входили по договоренности с японским командованием (это отдельная история).
Окорочка по-генеральски
Что же касается самого Молчанова, то он вместе с несколькими офицерами и командующим Земской ратью генералом Дитерихсом ушел из Владивостока к корейской границе в Посьет. Здесь их подобрала эскадра кораблей Сибирской флотилии контр-адмирала Георгия Старка.
Викторин Молчанов эмигрировал в Корею, оттуда перебрался в Маньчжурию. Спустя некоторое время выехал в США и поселился под Сан-Франциско. Там он организовал (по другим данным, арендовал) куриную ферму. И стал основоположником производства… куриных окорочков (позже ставших известными как «ножки Буша»), которые успешно продавались по всему миру.
В годы Великой Отечественной войны Молчанов поддерживал сбор средств в США в помощь Красной армии и сражавшемуся с фашизмом советскому народу.
Скончался последний белый генерал в 1975 году.
Досье «В»
Викторин Михайлович Молчанов – видный деятель Белого движения в Сибири и на Дальнем Востоке.
Окончил Елабужское реальное и Московское пехотное юнкерское (позже – Алексеевское военное) училища. Служил в Сибирских саперных батальонах в Прибайкалье и в селе Раздольном под Владивостоком. Много занимался геодезическими работами в Приморье и на Байкале. Участник Первой мировой войны. Конец войны застал на Рижском фронте в должности инженера армейского корпуса в звании подполковника. Получил ранение обеих ног и попал в германский плен. Бежал. Вернувшись в Елабугу, присоединился к Белому движению.
Автор: Николай КУТЕНКИХ