Безопасность на первом месте
Как обеспечивается защита детей от опасных ситуаций в образовательных учреждениях Владивостока
Оставляя ребенка без своего присмотра – сначала в детском саду, затем в школе и на дополнительных занятиях в каком-нибудь кружке или клубе, – мы закономерно ожидаем от детского учреждения гарантий безопасности. И, как правило, мы всегда уверены, что здоровью, а тем более жизни нашего чада здесь ничего не будет угрожать. К счастью, для такой уверенности есть все основания.
Все меры приняты
Сегодня в школах, детских садах, а также центрах детского творчества и других учреждениях дополнительного образования приморской столицы особое внимание уделяется безопасности детей.
– Глава Владивостока Игорь Пушкарев поставил перед нами задачу – создать для учеников комфортные и безопасные условия пребывания, – подчеркнул на одном из последних совещаний, где обсуждались вопросы безопасности в школах, специалист управления по работе с муниципальными учреждениями образования администрации города Александр Шендрик. – Все муниципальные учебные заведения Владивостока оборудованы автоматическими пожарными сигнализациями (АПС), а также системами оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ). Устанавливается наружное видеонаблюдение, выполняется ремонт и обслуживание систем видеонаблюдения. Производится установка противопожарных металлических дверей и люков первой степени огнестойкости, восстановление поэтажных дверей. На территории муниципальных школ и детских садов устанавливается и ремонтируется ограждение, производится ремонт наружного освещения, замена наружных пожарных лестниц и многое другое.
Напомним, что два года назад по распоряжению главы города Игоря Пушкарева была принята программа «Развитие образования города Владивостока на 2014 – 2018 годы». В рамках этой программы осуществляются в том числе мероприятия, направленные на обеспечение пожарной, экологической безопасности, безопасности пребывания воспитанников и сотрудников образовательных организаций, а также антитеррористической защищенности муниципальных школ и детских садов.
Всевидящее око школьной камеры
Для чего нужно видеонаблюдение на территории школ? Вы скажете: для того чтобы следить за нарушающими правила подростками, которые собираются на перекур в дальних углах школьного двора. И будете правы – и для этого тоже.
Но гораздо важнее возможность предотвратить противоправные действия в отношении учеников, серьезные правонарушения и даже преступления. К примеру, благодаря системе наблюдения одной из школ полиции удалось найти преступников: запись зафиксировала и факт самого нападения, совершенного на территории школы, и личность нападавшего.
– С помощью видеокамер мы можем определить тех, кто сбегает с уроков. Мы видим, кто портит школьное имущество – рисует на фасаде, бьет окна. Мы можем отследить факты отъема телефонов у учеников, – перечисляет возможности, которые появились с введением системы видеонаблюдения, директор школы № 76 Светлана Матюхина. И резюмирует: за шесть лет (камеры в общеобразовательных учреждениях города в массовом порядке начали устанавливать в 2009 году. – Прим. ред.) количество противоправных посягательств на территории школы существенно снизилось.
Противопожарные уроки
Мероприятия по проверке безопасности школ, детских садов и учреждений дополнительного образования – акции регулярные.
– При администрации Владивостока в течение всего года работает межведомственная комиссия, в состав которой входят представители городской администрации и всех надзорных органов: Роспотребнадзора, МЧС, полиции, профсоюзных организаций, – рассказывает главный специалист управления по работе с муниципальными учреждениями образования администрации Владивостока, председатель комиссии по приемке образовательных учреждений Фрунзенского района к новому учебному году Инна Бахтина. – На заседаниях комиссии обсуждается ход подготовки к началу учебы, координируются все необходимые вопросы. Буквально все школы краевого центра отмечены как подготовленные хорошо и отлично.
В течение всего года проходят также плановые проверки школ и детсадов. Специалисты проверяют работу автоматической пожарной сигнализации, наличие первичных средств пожаротушения – огнетушителей (необходимо, чтобы все они были в рабочем состоянии и находились на видных местах), пути эвакуации, их схемы и многое другое. По оценке сотрудников МЧС, во всех учреждениях образования Владивостока приняты все необходимые противопожарные меры.
– В каждом кабинете есть план эвакуации с люминесцентным покрытием, благодаря которому можно видеть его в темноте и при задымлении, – поясняет, как обеспечивается противопожарная безопасность в школе № 76, директор школы Светлана Матюхина. – Проводятся у нас и тренировочные тревоги с настоящим очагом задымления – настолько достоверные, что приезжают пожарные машины. Зато каждый школьник, даже первоклассник, знает, куда в случае чего нужно бежать.
Зачем школе пропускной режим
Противопожарная система, система видеонаблюдения необходимы, это бесспорно. Однако физическая охрана также является неотъемлемой частью комплекса безопасности современных школ и детсадов.
– В городских школах и детских садах организован контрольно-пропускной режим допуска граждан в здания и автотранспорта на территории, чтобы исключить бесконтрольное пребывание посторонних лиц, – рассказывает начальник отдела по ремонту и безопасности деятельности образовательных учреждений Елена Протченко. – В обязанности лиц, осуществляющих охрану и безопасность образовательных организаций, включены ежедневный обход и проверка помещений (в том числе подвальных, чердачных, подсобных) на предмет обнаружения посторонних предметов.
Во всех образовательных учреждениях имеются средства тревожной сигнализации (так называемые тревожные кнопки для ручной подачи сообщений в подразделения пожарной охраны и полиции). Дважды в год во всех школах и детсадах проводятся объектовые тренировки по эвакуации учащихся, воспитанников и сотрудников из зданий в случае угрозы совершения теракта.
– Главной причиной массового внедрения физической охраны в школах страны стал теракт в Беслане, произошедший в 2004 году, – говорит гендиректор одного из охранных предприятий, специализирующихся в том числе на охране школ, Александр Москалу. – Второй причиной стали наводнившие российские школы всевозможные спайсы и прочие наркотики.
Основная задача охранников в школах – соблюдение пропускного режима.
– Через нашу охрану зачастую трудно пройти даже родителям, во всяком случае, без предварительного согласования с педагогом. Зачем так строго? Очень много посторонних заходит в школу, – объясняет Александр Москалу. – Среди них бывают и нечистые на руку люди, которым ничего не стоит зайти в класс, взять из сумки учителя или из ранца ученика мобильный телефон, кошелек. Заходят подростки, которые когда-то учились здесь, чтобы просто встретиться со своими бывшими одноклассниками. Представьте, очень много желающих просто посетить школьные туалеты! Да, причина, может быть, и уважительная, но разве учебное заведение – место общего пользования? Тем более что речь идет о безопасности детей.
К слову, случаев, подтверждающих необходимость физической охраны в школах, в практике нашего предприятия достаточно. Например, ребят из охраняемой школы повадились встречать подростки из другого учебного заведения. В свое время между ними произошла какая-то торговая сделка, результатами которой одна из сторон осталась недовольна. Мальчишек сначала поставили на счетчик, потом стали буквально выбивать из них деньги. Неизвестно, чем бы закончилось дело, если бы не вмешался охранник. Причем его действия не ограничились удалением дебоширов за территорию школы. Были вызваны их родители, устроена встреча обеих сторон, в итоге конфликт был разрешен.
Или другой эпизод: рано утром в школу стал ломиться пьяный мужчина, напирая на то, что здесь якобы учится его дочь и ему с ней необходимо встретиться. А когда их встречу организовали (отец все-таки, мало ли что случилось), папаша начал… требовать с дочки 25 рублей, которые он ей дал на завтрак, – на бутылку мужику не хватало! Этот пример доказывает, что строгость с пропуском в здание школы родителей излишней не бывает.
Охранник и немного психолог
Отметим, что, по словам специалистов управления образования, все частные охранные предприятия, с которым работают муниципальные школы, имеют квалифицированный персонал, а также лицензии на оказание охранных услуг.
Впрочем, и сами охранные агентства предъявляют к своим сотрудникам, работающим на этих специфических объектах, особые требования.
– Если уж совсем честно, то охранников в школы мы выбираем методом проб и ошибок, – признается Александр Иванович. – Главное, что требуется от охранников, работающих в учебных заведениях, помимо внимательности, хорошей реакции и физподготовки, – это коммуникабельность, умение разрешать конфликтные ситуации, работать и общаться с детьми, причем разных возрастов, ведь к первоклассникам требуется один подход, а к старшеклассникам – совершенно иной.
Требуется и выдержка: нужно быть терпимым, в том числе и к не очень хорошо воспитанным детям, поскольку у современных подростков есть стойкие понятия о собственных правах и зачастую отсутствуют основы уважительного отношения к старшим. Они могут оскорбить взрослого, но при этом от ответного воздействия защищены законом и прекрасно об этом осведомлены.
Не стоит забывать и то, что подростки – это всего лишь калька с родителей, поэтому зачастую необходимо соблюдать выдержку и при общении с некоторыми мамами-папами.
Комплексный подход
– Я доволен подготовкой школ во Владивостоке, – подчеркнул на совещании по результатам последних проверок образовательных учреждений начальник управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Приморскому краю Юрий Журавель. – В этом году уделяется повышенное внимание вопросам безопасности школьников. Если раньше обращали внимание только на обеспечение пожарной безопасности, то в этом году принято решение о рассмотрении комплексной безопасности детей, находящихся в учебных учреждениях. Это и безопасность во внеурочное время на территории школы.
Ведется также работа с преподавателями. Мы провели небольшие установочные совещания с учителями, рассказали о нововведениях. В целом безопасность в учреждениях образования Владивостока организована на высоком уровне.
Цифры и факты
Как сообщает управление по работе с муниципальными учреждениями образования администрации Владивостока, только за последний год наружное видеонаблюдение было установлено в 21 детском саду. В девяти учреждениях образования выполнен ремонт систем видеонаблюдения. Всего же за прошедшие годы системы видеонаблюдения установлены во всех муниципальных школах, а также практически в половине дошкольных учреждений.
В целях обеспечения пожарной безопасности, как сообщает пресс-служба мэрии, в школах и детских садах города постоянно ведутся работы по техническому обслуживанию противопожарных средств.
Так, в этом году закуплено более 450 огнетушителей в 63 образовательных учреждения. В 20 школах был выполнен ремонт наружных пожарных лестниц, в 51 образовательном учреждении произведена огнезащитная обработка чердачных помещений. Практически во всех школах были выполнены электромонтажные работы с обновлением сетей и оборудования. В 33 образовательных учреждениях города установлены 66 дверей и 9 люков первой степени огнестойкости. В 11 школах, лицеях и детских садах поэтажные двери заменены на более безопасные.
Кроме того, в учреждениях дополнительного образования «Надежда», «Подросток» и в Центре детского творчества Ленинского района выполнено устройство аварийных выходов.
В течение этого года во Владивостоке вокруг 18 школ ограждения были установлены заново. В течение лета были частично отремонтированы ограждения вокруг четырех детских садов – № 27, 49, 160, 182. Всего же новые заборы появились вокруг 48 детских садов.
Также для безопасности воспитанников муниципального детского сада № 37 на его территории идет капитальная реконструкция подпорной стены протяженностью несколько десятков метров.
В рамках разработанной по поручению главы Владивостока Игоря Пушкарева подпрограммы «Безопасность муниципальных образовательных учреждений» ведется работа, в частности, и по ремонту их наружного освещения. Так, на минувшей неделе отремонтировано наружное освещение в муниципальных школах № 73, 48, 38, 56, 81, 67, 57, 14, 11. Сейчас ремонт ведется в школах № 35, 32, 47, 64, 66, 80, 52, 53, 82, 16, 70, 79, 54, 60, 8, 40, 50, лицее № 3, детских садах № 3, 5, 6, 2, 27, 50, 7, 26, 103, 172, 19, 150, 158.
Особое мнение
По мнению жительницы Владивостока Елены Тепляковой – многодетной мамы, у которой на данный момент ходят в школу трое сыновей, – школьная безопасность приоритетна и является более важным критерием даже в сравнении с самим процессом получения знаний.
Понятие безопасности, как объясняет Елена, складывается для нее из нескольких факторов:
– антитеррористическая безопасность (как она говорит, «чтобы не было Беслана»);
– отсутствие внутришкольного насилия;
– отсутствие негативного воздействия (распространение наркотиков, курение, деятельность религиозно-идеологических сект на территории школ);
– пожарная безопасность;
– безопасность для здоровья (это понятие достаточно широкое и включает в себя соответствующие условия – от безопасности питания до комфортной температуры в классах).
Дети Елены Тепляковой ходят в две муниципальные школы – № 9 и гимназию № 1. Оба учебных заведения полностью отвечают ее требованиям о школьной безопасности.
Автор: Лика ТКАЧЕНКО