Автомобили ушли по клику
В Приморье состоялся первый автомобильный онлайн-аукцион
Мероприятие во Владивостоке стало событием для автомобилистов всей страны. Впервые на Дальнем Востоке можно было купить или продать автомобили с пробегом цивилизованно и по всем правилам аукционной торговли. В онлайн-аукционе участвовали покупатели из всех регионов России. Среди организаторов торгов – представители местного бизнеса, а также один из аукционных домов Японии. Именно японская система торгов была взята за основу инициаторами проекта.
На первом в крае автоаукционе побывал корреспондент «В», чтобы понять, есть ли шансы у аукционной торговли переманить покупателей с действующих авторынков.
Под контролем электроники
Аукцион прошел в бывшем аэропорту Владивостока. Ныне это двухэтажное здание и прилегающая территория называются «Автопорт» .
На продажу было выставлено 59 автомобилей разных классов – от легковых до внедорожников – со стартовой ценой от рубля до пары миллионов целковых. И еще 97 мотоциклов, в том числе легкие спортивные кроссоверы и мощные байки для дальних путешествий. Владельцы лотов – автодилеры и частные лица.
Четырехколесные и двухколесные красавцы в ожидании своих будущих хозяев размещались здесь же: автомобили – на площадке перед «Автопортом», мотоциклы – на первом этаже комплекса. Приглянувшийся товар можно было осмотреть и потрогать руками. И даже сфотографировать на память…
Торги стартовали в 13.00 по местному времени, то есть в 6.00 по московскому. Замечание не для красного словца: как потом выяснилось, раннее утро не остановило покупателей из западных регионов страны.
В самом аукционном зале, на втором этаже здания, собралось около 20 человек – в основном это были желающие посмотреть на аукцион, поскольку ничего подобного в нашей стране еще не было. Потенциальных покупателей с табличками в руках было совсем немного, несмотря на то, что мероприятие широко анонсировалось.
Для тех, у кого слово «аукцион» ассоциируется с кадрами из знаменитой комедии Леонида Гайдая, когда Остап Бендер покупал вожделенный гарнитур из двенадцати стульев, скажу сразу: ударов молотка, как и самого ударного инструмента, не было. Молоток на торгах – дело прошлое. Сегодня ставки под контролем электроники: заявленная покупателем цена мгновенно отображается на мониторах. Если, конечно, участник аукциона сидит за клавиатурой компьютера. В торговом зале «Автопорта» компьютеров не было, поэтому покупатели, желавшие сделать ставку, поднимали таблички со своими номерами. Один аукционный шаг – это 5 тысяч рублей.
Для участия в торгах покупатель вносил в кассу 5 тысяч депозитных рублей, которые мог забрать, если ничего не приобрел.
Участники аукциона могли делать ставки, не только сидя в зале, но и виртуально, через Интернет. То есть торговаться можно было из любой точки России и даже мира, но вот выставить свое авто на аукцион можно было только находясь во Владивостоке. Но если на торгах в Японии работают исключительно автодилеры, то в бывшем аэропорту приморской столицы в процессе купли-продажи участвовали и частные лица.
Покупателя «Лады» поддержали аплодисментами
Деловой интерес к аукциону проявили 188 человек – именно столько людей сделали депозитный взнос, то есть зарегистрировались. Из них десять из Москвы и Московской области. Больше всего участников из регионов Сибири и Дальнего Востока. Помимо того, за торгами в режиме онлайн наблюдали более 50 тысяч человек на всей территории нашей страны. То есть интерес к аукциону был масштабный. Еще бы! Впервые в стране...
Первый лот – автомобиль «Мазда 6», 2012 год выпуска, с объемом двигателя в 199 кубов, с автоматической коробкой передач, левым рулем и пробегом в 10 тысяч км – интереса у покупателей не вызвал ни в аукционном зале, ни в Интернете. Когда цена авто (стартовая – 350 тысяч рублей) превысила миллион рублей, торги завершились. Так и не достигнув цены, заявленной продавцом (стартовая стоимость назначается для затравки, существует и цена, назначенная владельцем авто, ниже которой он не отдаст свою «ласточку»). Поэтому «Мазда» осталась на аукционной площадке до лучших времен.
Страсти начали накаляться после продажи второго лота – автомобиля «Форд-Мондео», 2012 год выпуска, с левым рулем, автоматической коробкой передач и пробегом в 4 тысячи км. При стартовой цене в 350 тысяч рублей «Форд» нашел своего хозяина за 550 тысяч. Кстати, новый владелец делал ставки, пользуясь Всемирной паутиной.
Второй покупкой была... «Лада-Калина», 2014 год выпуска, автомат, выставленная на продажу всего за 1 рубль! Видимо, это была шутка продавца. Мол, кто в вотчине японского автопрома позарится на детище отечественного, когда добротных бэушных иномарок пруд пруди и бери не хочу. Но шутка удалась: «Ладу-Калину» с пробегом в 64 тысячи км (и это за один год!) купили за 275 тысяч рублей. После оглашения результата торгов аукционный зал разразился овациями, видимо, одобряя смелость покупателя, опять-таки торговавшегося по Интернету.
Всего же на первом онлайн-аукционе в течение полутора часов было продано 19 автомобилей по цене от 90 тысяч рублей до 1,715 миллиона рублей. Фактически продана каждая третья машина, выставленная на торги. Около 60 покупателей – из Приморского края. Некоторые лоты ушли в Иркутскую и Челябинскую область, Алтайский и Хабаровский край. Остальные машины ушли на запад России. Все их будущие хозяева торговались через Интернет. И только один лот – леворульный автомобиль Volkswagen Amarok, 2012 год выпуска, на «механике», с пробегом почти в 48 тысяч километров – остался в Приморье. Его купили за 915 тысяч рублей при стартовой цене в 360 тысяч рублей. Как рассказал «В» счастливый обладатель «Аморока» Сергей Бычков, он очень хотел эту машину и готов был выложить за нее больше миллиона.
– Для меня мой выигрыш – полная неожиданность. Сегодня буду пить шампанское, – улыбается Сергей. – Знаю, что на эту машину сделали ставки 14 покупателей, пользуясь Всемирной сетью, но выиграл я. И даже сэкономил. Честно говоря, я этого не ожидал. У нас в семье уже есть два автомобиля, но я хотел с кузовом, чтобы ездить на природу, возить мотоцикл. Так что другие машины меня не интересовали. Как-то прокатился на «Амароке» и с тех пор заболел этой машиной. Но это редкость: таких машин на «Зеленом Углу» нет, в России их не производят. Везут из Германии. Если новый «Аморок» покупать у нас, то его цена будет больше двух миллионов. На мой взгляд, аукцион показал, какова справедливая цена именно этого автомобиля – 915 тысяч рублей. Если больше никто не дал, значит, все!
Для полноты картины надо добавить, что мотоциклы расходились на торгах не так бойко, как автомобили. Первый лот – байк Yamaha Dragstar 400, 2001 год выпуска – был продан за 125 тысяч рублей при стартовой цене в 50 тысяч. До него четыре лота остались невостребованными.
«Зеленка» не испугалась конкурентов
По мнению организаторов аукциона, первые торги показали, что дело это нужное и перспективное, даже несмотря на нынешний высокий курс доллара по отношению к рублю, наличие в крае авторынков и практически всероссийскую известность владивостокского «Зеленого Угла», где и ассортимент гораздо шире, и с продавцами можно поторговаться напрямую. Это, конечно, плюсы. Но есть и минусы: никто не гарантирует на авторынке соответствующее цене состояние машины. Так, велики шансы приобрести автомобиль-утопленник, который сгниет через год-другой, либо битый – после ремонта, либо с поддельным аукционным листом, где оценка состояния машины незаслуженно завышена. И когда эти косяки проявятся, претензии предъявить будет некому. Продавцы «Зеленого Угла» стойко придерживаются принципа «видели глазоньки, что покупали». В случае чего покупателю остается лишь винить себя. Надо тщательнее осматривать машину, прежде чем рассчитываться за покупку...
На аукционе «Автопорта», как уверили корреспондента «В» его устроители, таких проколов быть не должно. Во-первых, машины проходят предпродажный осмотр российскими специалистами и японскими инспекторами. Представители Страны восходящего солнца специально прилетели во Владивосток для работы на аукционе. По результатам проверки авто составляется аукционный лист, в котором будут отражены все дефекты машины. Во-вторых, подкупает декларируемая цель данного проекта – сделать процесс купли-продажи подержанных автомобилей цивилизованным и прозрачным.
– Мы принимаем машину на аукцион у реального человека. Смотрим документы, заключаем с ним договор. Нашу предторговую инспекцию дублировали японские специалисты. В Японии на осмотр автомобиля перед аукционом уходит максимум 15 минут, а у нас 30 – 40. Но диагностику мы не делаем, это другая процедура, – рассказал «В» Андрей Коваль, представитель одной из компаний – организаторов проекта.
Сразу отметим: по поводу того, насколько заявленные намерения будут соответствовать действительности, у автомобилистов мнения неоднозначны.
В то же время бизнесмены на «Зеленке» не рассматривают новорожденный проект как помеху их бизнесу. И, надо признать, логика в их суждениях присутствует.
– Мы работаем каждый день, с утра и до заката, а они (аукционеры) только раз в две недели. Если, конечно, идея аукциона не умрет, не выдержав реалий ведения бизнеса. К тому же выбор машин у них невелик – сотня, максимум две против наших нескольких тысяч. Мы задавим их количеством, – такое мнение высказал житель Владивостока, занимающийся продажей авто на «Зеленом Углу.
Кстати, японские партнеры российских организаторов аукциона возлагают большие надежды на укоренение и развитие этого бизнеса во Владивостоке. И комментарий здесь только один: поживем – увидим.
Автор: Сергей КОЖИН