От винта!
Переписывать историю никому не позволено
В одном из известных издательств в Японии готовится к выходу книга, которая расскажет об атаке пилотом-камикадзе во время Второй мировой войны столицы Приморья. Авторы этого труда делают попытку пролить свет на некоторые, как они считают, белые пятна в военном эпизоде, случившемся в небе над Владивостоком 70 лет назад, а также пересмотреть официальную версию этой истории.
…Лопасть от винта самолета японских ВВС времен Второй мировой войны не самый броский экспонат музея Тихоокеанского флота. Есть в этом учреждении культуры артефакты привлекательнее и масштабнее. Тем не менее возле этого куска металла, помутневшего от времени, чаще всего в раздумье останавливаются посетители. Стальная лопасть – единственный свидетель нападения на Владивосток вражеского самолета, управляемого подданным Хризантемового трона. Произошло это 18 августа 1945 года.
Японский летчик, напомним, летел над Амурским заливом со стороны станции Океанской по направлению к железнодорожному депо – достойному объекту для уничтожения. Но, не долетев до намеченной цели, пилот развернул самолет и взял курс на суда, стоявшие на рейде в районе первореченской нефтебазы. Японский летчик дал очередь из пулемета по одному из танкеров, но расстояние было слишком велико – пули ушли в молоко.
Советские моряки, заметив в облаках самолет, встретили врага огнем из орудий и зенитных пулеметов: во время войны гражданские суда вооружали скорострельными пушками и пулеметами. Полет камикадзе остановила пулеметная очередь, выпущенная с танкера «Таганрог». Горящий самолет рухнул в воду в нескольких метрах от танкера. Пилот погиб.
Эта история хорошо известна жителям Владивостока, особенно читателям газеты. «В» рассказывал о налете «божественного ветра» на столицу Приморья. Тем не менее в дни празднования 110-летия со дня заключения мира между Россией и Японией (дата отмечается 5 сентября) ее уместно вспомнить еще раз.
Дело в том, что в некоторых японских СМИ ставится под сомнение направленность атаки смертника именно на советские корабли и столицу Приморья. Мол, пилот не получал такого задания, поскольку на тот момент в этом не было необходимости. Как известно, император Японии еще 15 августа 1945 года объявил о капитуляции Страны восходящего солнца. Отсюда японцы делают вывод, что нападение камикадзе на Владивосток нельзя считать официальными военными действиями, это лишь нелепая случайность. Вернее, собственная протестная инициатива летчика, не смирившегося с приказом своего главнокомандующего о сдаче оружия. Это, кстати, был единственный за всю войну налет самолета противника на краевой центр.
Тем не менее это не умаляет ни героизма моряков танкера «Таганрог», ни степени вклада города нашенского в победу над фашистской Германией и милитаристской Японией. И хотя Владивосток не знал бомбовых ударов и артобстрелов, в его цехах ковали оружие для частей Красной армии, в доках ремонтировали подлодки и военные корабли, порт принимал суда с ленд-лизовскими грузами, моряки ходили в «огненные рейсы», а жители города защищали страну на фронтах Великой Отечественной и сражались с милитаристской Японией. Много лет спустя за все это Владивосток был представлен к почетному званию «Город воинской славы».
Ну да бог с ними, с подданными императора Акихито, равно как и с их нынешней трактовкой событий Второй мировой войны. Надо полагать, что очередная попытка японцев пересмотреть историю – это следствие их собственного бессилия. Семьдесят лет миновало со дня окончания Второй мировой, а соотечественники Акиры Куросавы до сих пор не могут простить нам Курилы и остров Сахалин. Но зато почти простили американцам бомбежку Хиросимы и Нагасаки. По крайней мере, янки они по этому поводу никаких претензий не выдвигают.
Между тем версии «случайного» налета камикадзе на советские танкеры в районе первореченской нефтебазы – по причине якобы незнания японским пилотом местности – придерживаются и определенные российские СМИ, позиционирующие себя как «независимые». Более того, игнорируя героическое прошлое столицы Приморье, они ставят под сомнение получение Владивостоком звания «Город воинской славы». Логика их примитивна: если не было здесь боев, то и славы никакой нет. Мол, таких городов в России много, каждый может претендовать на этот почетный статус. Было бы желание власть имущих. Эти измышления были даже опубликованы, но скандального резонанса, на который, видимо, и рассчитывали хозяева «независимых» изданий, не получилось. Жители Владивостока эту крамолу попросту не заметили, потому что эти «самостийные» СМИ, как бы они ни пыжились, непопулярны у народа. На Востоке говорят: собака лает – караван идет. В данной ситуации – караван истории, которую никому не дозволено кромсать, перекраивать и переписывать. Даже за большие иностранные деньги. Как сказали бы реваншистам наши военные летчики: от винта!
Автор: Сергей КОЖИН