Свой среди чужих, чужой среди своих

Полет из приморской Чугуевки в японский Хакодате предателя Беленко

23 сент. 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3809 (143) от 23 сент. 2015

До сих пор помню, как в середине 70-х годов мой дядя (в ту пору полковник, командир одной из воинских частей ТОФ) пришел однажды вечером со службы хмурый, налил и залпом выпил полстакана коньяка и рубанул: «Приплыли!». На вопрос, что случилось, ответил, что из Приморья «за бугор» угнали боевой самолет.

Уже 39 лет 6 сентября считается черным днем в истории войск противовоздушной обороны СССР. В 1976 году летчик-истребитель старший лейтенант Виктор Беленко поднялся в небо для выполнения обычного тренировочного полета на перехватчике МиГ-25П с приморского аэродрома в Чугуевке и через несколько минут после взлета стал предателем.

Предателями не рождаются

Советский летчик-перебежчик, получивший известность вследствие государственной измены, родился на Северном Кавказе в обычной советской семье, хотя мать рано бросила их с отцом. Среднюю школу окончил с серебряной медалью. До армии успел поработать рабочим и одновременно занимался в аэроклубе ДОСААФ.

С отличием окончил Армавирское военное авиационное училище, с прекрасными характеристиками был принят в КПСС. Его назначили инструктором в Ставропольском училище летчиков и штурманов. Но карьеры там было не сделать, поэтому Беленко рвался в строевую часть.

Назначение получил в истребительный авиаполк 11-й Отдельной армии ПВО, расположенный в Чугуевке. Сюда же, в приморскую глубинку, перевез свою семью. В должности старшего лет­чика летал на истребителе-перехватчике МиГ-25П.

Присвоение очередного звания капитана ему задержали на несколько месяцев. Как и назначение на вышестоящую должность начальника штаба эскадрильи, необходимую Беленко для поступления в академию ВВС.

Затаив обиду на командование, член парткома первичной организации КПСС стал готовить побег за границу. Начальник авиации 10-й армии ПВО генерал-майор Владимир Царьков позднее вспоминал, что при обыске квартиры Беленко особисты нашли карту с его расчетами перелета в Китай. С учетом тогдашних отношений между СССР и КНР данную карту контрразведчики признали поддельной. Она нужна была, чтобы замести следы после побега. Кстати, при обысках нигде не нашли не только личных документов Беленко, но даже ни одной его детской фотографии.

Побег

6 сентября 1976 года в 6.45 утра звено советских истребителей вылетело для выполнения учебно-боевых упражнений с аэродрома «Соколовка».

При заправке истребителя топливом летчик воспользовался безалаберностью механика и залил полные баки керосином (вместо положенной половины). Сослуживцы вспоминали, что на аэродроме перед вылетом Виктор сильно нервничал, на лице и на шее выступили красные пятна.

Сразу после взлета самолет с бортовым номером 31, покинув строй, резко набрал высоту, а затем начал пикировать в море. Самолет пропал с радаров ПВО, и некоторое время считалось, что пилот погиб в связи с неисправностью самолета, о чем было доложено на самый верх. Однако старший лейтенант Виктор Беленко в это время на сверхмалой высоте до 30 – 50 метров, почти прижимаясь к морской поверхности, гнал свою крылатую машину в направлении враждебной Японии.

МиГ-25П был своевременно обнаружен японскими силами ПВО, на его перехват подняли два «Фантома». Однако Беленко совершил сложный маневр и исчез с экранов на этот раз японских радаров.

Около 9 часов утра самолет появился над взлетно-посадочной полосой гражданского аэропорта в Хакодате. После двух заходов над ВПП он совершил посадку, при этом не сумел вписаться в бетонку и, съехав с нее, еще 200 метров катился по грунту.

Сбежавшихся служащих аэропорта пилот отпугивал, стреляя из пистолета в воздух, не разрешал фотографировать. А от администрации аэропорта потребовал немедленно закрыть самолет брезентом в целях конспирации. Однако уже в 9.15 японское радио сообщило о приземлении советского истребителя. Скрыть от мирового сообщества произошедшее не удалось из-за журналистов.

Пилот сразу же попросил политического убежища в США. Правительство же СССР, в свою очередь, в тот же день потребовало немедленного возврата пилота и самолета. Однако японцы нашли выход из этого сложного положения. Они возбудили уголовное дело против Беленко за незаконное пересечение границы и объявили самолет вещественным доказательством.

Лучший в мире высотный перехватчик

Японские специалисты с привлечением американских экспертов немедленно приступили к изучению «вещественного доказательства». Самолет был переправлен в ангар и разобран, что называется, по винтику.

Первое, что вызвало серьезное удивление, – это, как оказалось, весьма незначительное использование титана в конструкции самолета в отличие от американских истребителей. Самолет с таким весом не мог набирать скорость, превосходящую звуковую в три раза (3 max). Однако 2,8 mах, которые он достигал, было очень сильным показателем. Электронная начинка самолета была выполнена на вакуумных лампах и западным экспертам показалась допотопной. Это все равно что сравнивать граммофон с радиолой.

И тем не менее все эксперты вынуждены были признать: перед ними лучший на тот момент в мире высотный перехватчик. Причем самым важным было то, что высочайшие тактико-технические характеристики были достигнуты при очень простой конструкции, позволяющей легко обслуживать самолет. Система же управления позволяла его пилотировать даже летчикам не самой высокой квалификации.

Советский перехватчик по воздуху транспортировали на военную базу Хякари в американском грузовом самолете С-5А. Перелет осуществлялся под прикрытием 14 новейших американских истребителей из-за опасения, что его могут сбить. При решении вопроса о возвращении самолета СССР была согласована его доставка морем.

Так как японское правительство обязалось выплатить компенсацию за порчу самолета, его техническое состояние должны были оценивать советские эксперты. На проведение этих исследований отводился всего один световой день. Японцы тщательно упаковали конструкции и детали самолета в 13 контейнеров из отличного дерева, собранных при помощи огромного количества различных болтов и шурупов, которые плохо демонтировались.

Однако советские специалисты быстро разобрали всю упаковку. Выяснилось, что пропали практически все электронные блоки, в том числе и система опознавания «свой – чужой». Общий счет за нанесенный ущерб составил 11 миллионов долларов США.

Доставленный в СССР самолет некоторое время использовался в качестве учебного пособия в Даугавпилсском высшем авиационном училище имени Яна Фабрициуса.

Последствия

Беленко угнал на вражескую территорию засекреченный сверхзвуковой самолет. Американцы его разобрали до винтика, все сфотографировали и измерили. В самом перехватчике их мало что заинтересовало – конструкторы двух стран шли нога в ногу.

Все внимание экспертов США было приковано к аппаратуре системы распознавания самолетов на значительном удалении друг от друга «свой – чужой» и РЛС. Нашему командованию ВВС пришлось менять начинку оборудования и коды. Сумма ущерба составила от 2 миллиардов советских рублей, что по тем временам (при стоимости буханки хлеба в 18 копеек и проезде в купе от Владивостока до Хабаровска за 14 рублей) было колоссальной суммой для бюджета страны.

Зато после этого в системе запуска ракет на советском истребителе появилась кнопка, которая снимала блокировку на стрельбу по своим самолетам. Она получила прозвище «беленковская».

Разбор полетов

В ходе следствия было опрошено 116 человек из числа родственников и сослуживцев. Собраны данные о состоянии здоровья, взаимоотношениях с командованием и в семье, морально-политических качествах, отноше­нии к советской действительности.

Выяснилось, что Беленко выска­зывал недовольство условиями жизни летного состава, нерегламентированным рабочим днем, частой отменой выходных.

Огромным везением для него стало отсутствие расчета на ЗРК береговой линии, единственный (!) солдат ушел на завтрак, а сменщика не было вообще из-за некомплекта. Части ПВО на Дальнем Востоке немедленно доукомплектовали.

Наказаны были непосредственные командиры Беленко.

Жизнь после побега

Виктор Беленко достаточно быстро получил политическое убежище в США. Вначале рассказывал янки все, что знал о ВВС СССР и стоящей на вооружении технике. Потом они его использовали для расследования спецслужбами США инцидента со сбитым над Советским Союзом корейским «Боингом» в сентябре 1983 года. Одно время он даже преподавал в американской летной академии. В сотрудничестве с писателем Джоном Барроном издал книгу «Пилот МиГа».

Судьбой брошенных в Приморье жены и ребенка ни разу не поинтересовался. В Штатах женился на американке. У него родились трое детей. После развода по условиям брачного контракта оставил второй жене дом. Стал жить один и скитаться по мотелям.

В 1997 году появились слухи, что предатель при загадочных обстоятельствах погиб в автокатастрофе. Впрочем, слухи не подтвердились.

Предатель

Военной коллегией Верховного суда СССР гражданин Беленко Виктор Иванович 1947 года рождения был заочно осужден по статье 64 УК РСФСР за измену Родине и приговорен к высшей мере наказания (расстрелу).

Справка «В»

МиГ-25 – советский сверхзвуковой высотный двухдвигательный истребитель-перехватчик третьего поколения. На нем установлено множество рекордов высоты и скорости. Стоял на вооружении в СССР и еще в десятке дружественных стран.

Систему радиолокационного опознавания «свой – чужой» типа «Кремний» после 1976 года экстренно заменили на более совершенную «Пароль».

Комментарии

Начальник штаба – первый заместитель командующего 23-м (Приморским) корпусом ПВО генерал-майор Владимир Стрижак в ту пору служил в войсках противовоздушной обороны на западе страны, но прекрасно помнит историю с Беленко.

– Урон в связи с передачей американцам системы «свой – чужой» был колоссальный, – вспоминает Владимир Алексеевич. – И сумма затрат на нее была, по разным оценкам, от 2 до 3 миллиардов рублей. Ее, как и имевшуюся на самолете радиолокационную станцию, пришлось экстренно менять. Но нет худа без добра. Сразу же после ЧП началась активная модернизация истребителей МиГ-25 различных модификаций. На эти самолеты стали устанавливать электронную начинку, что повысило их надежность и боевую мощь. Поэтому в итоге американцам «достались металл и лампы накаливания», зато наши модернизированные МиГи превосходили потенциальных врагов в высоте, скорости, маневренности, возможных единоборствах.


Автор: Николай КУТЕНКИХ