Мечта детсадовца
Побывав в новом дошкольном учреждении, журналисты захотели вернуться в детство
«В» регулярно рассказывает своим читателям о строительстве новых детсадов – за последние 7 лет городские власти построили и реконструировали 18 дошкольных образовательных учреждений. На этот раз мы решили зайти в новый детсад, работающий уже несколько месяцев, чтобы посмотреть, как там живется маленьким новоселам.
Детский сад «Росинка», благодаря которому еще у 190 детей этого района появилась возможность приобщиться к дошкольному образованию, расположен по адресу: ул. Баляева, 50б. Пару лет назад на этом месте – рядом с девятиэтажками – находилась полуразрушенная старая хоккейная коробка, где по вечерам собирались молодые люди сомнительного поведения. Не поверите, но, когда коробку снесли, а на пустырь зашли строители, установив щит с изображением будущего детского сада, нашлись даже недовольные грядущими изменениями. Старушки, давно оставившие позади в силу преклонного возраста все интересы к детоустройству, начали бурчать. О стройке, которая пылищу и грязищу нанесет, о шуме и детских криках, которые появятся вместе с садом… Однако, когда стройка наконец оформилась в трехэтажное здание ярких солнечных оттенков с красочными детским площадками вокруг, кажется, даже среди них недовольных не осталось.
Ломка ассоциаций
У нас, вышедших из советского детства, осталось неискоренимое понятие того, каким должен быть настоящий детский сад: стойкий запах сбежавшего молока в коридорах и едва уловимый – хлорки, эмалированные, обязательно промаркированные горшки, неприятно холодящие детский зад, на которых одновременно, плюя на гендерные отличия, восседали и мальчики, и девочки. Наконец, неизменные террасы, песочницы и железные радуги на детских площадках. Поэтому, когда заходишь в сады (да и школы), построенные во Владивостоке за последние 7 лет, с сожалением осознаешь: детство прошло мимо, причем не только у тебя, но и у твоего ребенка, которому также пришлось расти, покоряя железную радугу, за неимением иных «малых архитектурных форм».
«Росинка», в официальном перечне муниципальных детских дошкольных учреждений идущая под номером 68, вызвала у меня именно такие мысли. Террасы на прогулочных площадках, конечно, есть – куда без них? Однако помимо просторных террас просто огромный разноцветный детский городок из альпинистских стенок, лестниц, горок, качелей, каруселей…
Тут же грядка с петрушкой и луком – результат слаженной работы детей и воспитателей.
А еще – этнические уголки, завлекающие детей ничуть не меньше качелей. Мельница, колодец, плетень с подсолнухом и петушком.
Заселять персонажами двор работники детского сада начали буквально сразу же после его открытия. Первым «прилетел» аист. Потом появилась бабушка, словно сошедшая со страниц русских народных сказок, с цыплятами, после мельницу и колодец поставили, а затем уже и пруд образовался.
Ладно воспитанники детсада и их родители, так ведь даже мимо проходящие граждане засматриваются на рукотворные фрагменты сказок. Просят разрешения зайти рассмотреть поближе, сфотографироваться.
– Мы им, конечно, разрешаем, но находятся посторонние на территории исключительно под нашим наблюдением. Все-таки главное – это детская безопасность, – рассказывает заведующая Татьяна Москаленко.
Что да, то да – безопасность здесь в приоритете: один из работников, занимавшийся во время нашего визита покосом травы, подробно расспросил, кто мы, для чего пришли, ждут ли нас… И не отставал с расспросами, пока не убедился, что нас действительно ждут и встречают.
Сад внутри тоже повод для трансформации привычных ассоциаций: вместо запаха сбежавшего молока аромат свежей сдобы и новоселья – «Росинка» открылась в конце мая и пока только обживается детьми. Заходишь в здание, и складывается впечатление, как будто попал в коробку с карандашами, причем карандаши там исключительно нежных пастельных тонов – розовых, мятных, голубых, сливочных… Каждая группа оформлена в определенной цветовой гамме, под цвет, соответственно, подбирались и жалюзи, и мебель, и покрывала в спальни. Постель и посуда также подобрана в соответствии с пристрастиями этого возраста – с зайками, белками и прочими фиксиками. Одним словом, настоящий дом для детей с четким соответствием возрасту. Вплоть до размеров мебели и высоты раковин для определенной возрастной группы. И да, туалеты тоже цветные, причем цвета там применены для зонирования, то есть не просто мальчикам – налево, девочкам – направо. Кабинки для мальчиков зеленого цвета, для девочек – желтого. Впрочем, цветовые сочетания в каждой группе свои.
Понятно, что удовольствие и у персонала, и у детей, и у родителей вызывает не только яркий интерьер. Сады нового образца продуманы и удобны и в целом, и по мелочам. Например, воспитатели моментально оценили окно в стене между группой и спальней, благодаря которому педагогу необязательно постоянно находиться в спальне во время тихого часа (дети и в это время должны быть под присмотром). Достаточно наблюдать за малышами через окно, занимаясь делами в группе.
В каждой группе имеются отдельные буфетные помещения. По два водонагревателя – отдельно для буфетной и отдельно для моечной. Так что отключение в микрорайоне горячей воды для сада пройдет абсолютно безболезненно.
Теплые полы на первом этаже – это тоже требования к современным детским садам. Традиционно на первых этажах располагаются группы для самых маленьких, которые большую часть времени проводят на полу.
Все сады нового образца оборудованы современными теплоузлами, которые не только отапливают здание, но и регулируют температуру в максимально комфортном диапазоне, что позволяет существенно экономить электроэнергию.
От лаборатории до грядки
Технологии – это, несомненно, замечательно. Однако в первую очередь, отправляя ребенка в детский сад, каждый родитель надеется, что уход за ним будет на уровне домашнего. Или хотя бы максимально приближенный к этому уровню… Что детенышу будет тепло и уютно, что за ним присмотрят, позаботятся о его безопасности, накормят, вовремя уложат спать. И, наконец, дадут положенные его малышовскому или дошкольному уровню необходимые знания.
Все так и есть... Грядка с зеленью, о которой упоминалось вначале, имеет не только гастрономическую ценность. Начиналась работа над урожаем в лаборатории. Здесь детвора посеяла семена и под комментарии педагогов наблюдала за тем, как проклевываются ростки. На следующий год детсадовцы планируют выращивать на своей «ферме» огурцы и помидоры.
Кроме того, в лаборатории есть телескоп, микроскоп, стоит глобус, альбомы про космос (в планах у заведующей – изобразить звездную карту на потолке), имеется набор почвоведа и еще куча других различных «ведов».
В актовом зале, в специально оформленной изостудии дети смогут учиться рисовать, танцевать, заниматься в театральной студии – все это в рамках дополнительного образования...
Спасибо нашим поварам
Основная забота мам и бабушек – чтобы ребенок был сыт. И в этом, и во всех муниципальных детских садах составлено десятидневное меню, при составлении которого учитывалось все: возраст детей, сколько времени ребенок проводит в саду. Исходя из этих показателей и из требований Роспотребнадзора каждый рацион содержит необходимый набор белков, жиров и углеводов. Согласно этим же требованиям рассчитывается и количество еды. Так, в день нашего визита малыши на полдник получили пирожок с молоком, на ужин им готовили картофельное пюре с рыбой. А до этого, конечно, были полноценные завтрак и обед.
Кухни в садах нового образца устроены так, что сырые и готовые продукты не пересекаются. Детсадовская кухня, пожалуй, заслуживает отдельных слов. Оборудована она в соответствии с современными требованиями: электросковорода, духовые печи, миксер, картофелечистка, овощерезка, тестомес – все это значительно облегчает работу повара. Как отмечает заведующая «Росинкой», работа повара оценена высоко: дети просят добавки.
Кадровый вопрос решается здесь также благодаря привлекательности нового сада.
– Приходят к нам педагоги, уже ушедшие из профессии, приходят просто посмотреть на наш сад. Смотрят и остаются, – рассказывает Татьяна Сергеевна.
Наверное, со мной согласится любой родитель: каким бы модернизированным ни был детский сад, без хороших педагогов ценность его теряется. Здесь коллектив под стать технологиям. Или, правильней будет сказать, технологии под стать коллективу. Татьяна Москаленко не просто грамотный педагог, она – творческий человек и коллектив подбирает себе под стать. К слову, островки этноса – результат работы всего коллектива детсада. Татьяна Сергеевна обещает, что к зиме персонажи поменяются. Кто заменит фольклорную бабку с цыплятами и аистом, пока секрет, педагоги собираются удивить и детей, и родителей.
У «Росинки» есть свой интернет-сайт (что после увиденного уже совсем не удивляет. – Прим. авт.), на котором, на радость родителям, ведется хроника детсадовской жизни их чад. Выпускается газета.
Буквально по соседству с «Росинкой» расположен еще один детский сад, тоже муниципальный, поэтому, казалось бы, острого дефицита мест быть не должно. Однако, несмотря на то что «Росинка» открылась недавно, свободных мест не осталось – все семь групп практически заполнены.
Автор: Лика ТКАЧЕНКО