В приоритете – самостоятельность и ответственность

Директорам владивостокских школ рассказали, как будут оценивать их работу

18 сент. 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3807 (141) от 18 сент. 2015

В приморской столице прошел семинар для педагогов, на котором обсуждалась роль директора образовательной организации в современных условиях. Занятия провели московские гости, члены организационного комитета Всероссийского конкурса «Директор школы».

Тема эта, по признанию и представителей управления по работе с муниципальными образовательными учреждениями администрации города, и самих спикеров, была выбрана неслучайно. Начавший работать федеральный закон № 273 «Об образовании» предусматривает, в частности, введение новых профессиональных стандартов для школьной администрации. Именно поэтому в актовом зале одной из школ города собрались преимущественно директора муниципальных школ, руководители учреждений дополнительного образования, заведующие детскими садами.

– На семинаре обсуждались механизмы управления школой, тонкости формирования коллектива, то есть все вопросы, входящие в диапазон профессиональных обязанностей директоров школ, – рассказывает заместитель начальника управления по работе с муниципальными учреждениями администрации города Людмила Чижова. – Спикеры не столько давали готовые ответы, сколько предлагали ориентиры для действия.

– Сейчас на федеральном уровне идет разработка профессионального стандарта руководителя образовательной организации. Одна из главных позиций заключается в том, что директор школы должен быть самостоятельной фигурой, у которого есть четкие представления о том, куда вести школу и что должно включаться в программу развития, – объяснил свой визит один из спикеров Дмитрий Фишбейн, кандидат педагогических наук, доцент Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», главный редактор «Журнала руководителя управления образованием». – У нас сложилось ощущение, что у директоров, присутствующих в зале, есть свои идеи и мысли о том, куда двигаться. И если они сумели с нашей помощью сопоставить свои идеи с мировыми и федеральными трендами, то это позволит им сделать шаг к развитию наших школ.

Директор школы, по мнению столичных педагогов, должен сконцентрироваться на вопросах образовательной программы, которая реализуется в школе. Это приоритет, и никаких общих рекомендаций здесь быть не может, потому как контекст, в котором действует каждая школа, уникальный – складывается из истории учебного заведения, педагогического коллектива, особенностей обучающихся здесь детей. Но самостоятельность невозможна без принятия на себя ответственности за свои решения.

Еще одна компетенция эффективного директора – умение и желание видеть перспективы своих учеников: как они будут в дальнейшем развиваться, где и как смогут себя реализовать. Не высокий балл на ЕГЭ и процент поступаемости выпускников, а их успешная социализация – вот конечный критерий оценки работы школы. Обязательно нужно делать шаг вперед и собирать максимальную информацию о дальнейшей судьбе выпускников, поскольку школа работает и на отложенный результат.

– Одним словом, чтобы быть успешным, директору школы нужно задавать вопросы, не ждать готовых ответов, обладать соответствующими компетентностями для того, чтобы выстраивать шаг развития и реализовывать изменения, – резюмирует спикер.

Стоит отметить, что поводом для визита москвичей стало приглашение одной из финалисток конкурса «Директор школы» Светланы Соколовой – директора школы № 28. По ее собственному признанию, для продвижения идей конкурса в педагогические массы.

– К сожалению, наш регион весьма скромно представляет себя на подобных конкурсах. Основная причина – территориальная оторванность от федерального центра, и немногие педагоги могут себе позволить такое длительное путешествие, – считает Светлана Соколова. – Чтобы избавить наших учителей хотя бы просто от страха участия в федеральном конкурсе, от администрации города прозвучало предложение организовать муниципальный этап конкурса «Директор школы», с тем чтобы руководители могли на месте испытать свои силы. Задача конкурса – не выбрать лучшего директора, а поспособствовать дальнейшему профессиональному развитию.

Кроме того, в ходе семинара представители редакции журнала «Директор школы» презентовали проект «Директория: Новое медиапространство руководителей в сфере образования. Уникальные инструменты для исследования образовательной организации». В ходе семинара проводились также консультации по модулям информационно-аналитической системы «Директории».

 

Автор: Лика ТКАЧЕНКО