Селфи на фоне классики
Приморская картинная галерея готовится к полувековому юбилею, оставаясь на современной волне
Приморская картинная галерея – музей, что называется, непростой судьбы. Созданная в конце 60-х годов прошлого века, она быстро стала одним из ведущих художественных музеев региона. Ее залы никогда не пустовали. Но в начале века нынешнего в главном здании галереи начался большой ремонт, который затянулся на целых 10 лет…
И вот совсем недавно Приморская картинная галерея снова распахнула двери для посетителей. Но выросло целое поколение, привыкшее к тому, что «галерея закрыта». Эту, да и много других проблем коллектив галереи во главе с директором Аленой Даценко старается решить. Тем более что не за горами красивый юбилей: в 2016 году Приморской картинной галерее исполнится 50 лет.
Это просто судьба
Алена Даценко в будущем году тоже отметит скромный юбилей – 20-летие работы в галерее. Директором же она стала всего два года назад.
– Алена Алексеевна, в детстве вы наверняка не мечтали стать руководителем художественной галереи…
– Нет, конечно. Просто очень любила рисовать, и мама записала меня в школу искусств № 2, где преподавал замечательный педагог и прекрасный художник Алексей Плешивцев. Училась я с восторгом. А главное, по соседству со мной жила моя лучшая подруга Наталья Попович, которая тоже ходила в эту школу. Мы дружили взахлеб, а сегодня моя подруга – декан художественного факультета академии искусств…
Честно скажу, после окончания школы я не знала, чего хочу. Точнее, хотела заниматься росписями – Палех, Федоскино… И даже нашла объявление о приеме в училище в Москве. Но мама была испугана: как это – ребенок один так далеко? И не пустила. Я ходила на какие-то курсы в Дальрыбвтуз, а однажды пришла домой и сказала: я пойду в художественное училище! Спустилась к Наташе, которая точно знала, что будет художником, и готовилась туда поступать, и спросила: когда экзамены? А она отвечает: завтра.
И назавтра с документами и рисунками я пришла в училище. Комиссия их посмотрела и допустила меня к экзаменам. Я поступила на дизайнерское отделение, затем – в Академию художеств имени Репина. Потом была аспирантура и работа в галерее. Все сложилось правильно, как мне кажется. С Приморской картинной галерей связана вся моя жизнь…
И никакой музейной тишины!
– В 2016 году галерея отмечает большой юбилей…
– Да. Но предъюбилейные мероприятия мы начали уже давно. Ведь 50-летие музея – красивая дата, нам есть и что рассказать, и чем похвастать. Один из самых ярких предъюбилейных проектов – работающая весь сентябрь выставка графики знаменитого живописца Ивана Шишкина. Она к нам приехала из Красноярского художественного музея имени Сурикова, с которым у нас давние дружеские связи.
– Полвека – большой срок. Изменились ли, на ваш взгляд, задачи галереи за эти годы?
– Разумеется. Первыми задачами были сохранение и популяризация коллекции, они актуальны и сегодня. Но мы понимаем, что музей меняется, не может оставаться застывшим – необходимо, чтобы в нем не было тишины ни в коем случае! Музейное пространство должно жить активной жизнью и быть доступным для разных возрастов, нам нужно учиться говорить с детьми и молодежью на их языке. Мы пытаемся это делать.
В нынешнем году провели большую работу с пришкольными лагерями, рассказали, что у нас есть, и на каникулах в галерее было много детских экскурсий. Главное – дети к нам приходят и восторгаются! Сколько раз я видела, как они фотографируются на фоне картин и тут же звонят родителям: «Мама, ты не представляешь, как здесь красиво!».
Да, для многих ребят 10 – 15 лет это первый поход в картинную галерею, ведь на протяжении десяти лет, во время ремонта, она была недоступна для зрителя. Представляете, фактически целое поколение выпало из поля притяжения галереи. Конечно, мы сейчас активно заявляем о себе везде. Реанимируем сайт, ведем работу с туристическими компаниями, например, разработали арт-тур для туристов, приезжающих в город на круизных лайнерах. Они посещают нашу галерею и театр оперы и балета.
– У галереи три помещения – на Алеутской, 12, Партизанском проспекте, 12 и Светланской, 38/40. Как вы намерены развивать каждое из них?
– Нам по-прежнему не хватает площадей, поэтому выставочные залы на Партизанском проспекте мы используем очень активно, большинство выставок проходит там. В здании на Алеутской, 12 находится постоянная экспозиция, и лишь один зал выделяется под выставки из музейных собраний. Потому что только в этом здании после ремонта все полностью соответствует современным музейным нормам – от сигнализации до климат-контроля, там стоят швейцарские осушители воздуха, к примеру. На Партизанском проспекте расположены также научная библиотека, часть фондов и детский музейный центр.
Что касается будущего центра «Эрмитаж» на Светланской, то нас очень радует, что один из ведущих мировых музеев приходит к нам. И показательно, что при этом картинная галерея не растворяется, не теряется, она остается работать сильно и много. В 2017 году наш центр должен открыться. Мы с проектировщиками активно обсуждаем проект реконструкции здания, ведь в нем будет располагаться не только центр «Эрмитаж», но и экспозиция приморского искусства, которую нам просто негде показывать. А приморские фонды у нас замечательные – это более 2500 единиц хранения. Там же будет детский музейный центр, мастерская графики, керамики, экспозиция приморского фарфора.
Семья – это тоже искусство
– Вы – директор галереи, человек, который занимается решением множества вопросов, никакого отношения к искусству не имеющих. Вы были к этому готовы, когда приступили к обязанностям?
– Да, когда я подавала документы на конкурс, вполне понимала, на что иду, ведь все время, пока галерея ремонтировалась, я в ней работала, а последние два года занималась ремонтом вплотную. Это было совсем непросто, мы рисовали подрядчикам, как должно быть организовано внутреннее пространство, где должны быть розетки, какие именно, где какую плитку класть… Да я теперь прорабом могу работать! Мы требовали многого и, на мой взгляд, чаще побеждали в стычках с подрядчиком, потому что сегодня гости, которые к нам приходят, и горожане, и туристы, говорят, что итог ремонта им нравится. И это правда: картины выглядят на своих местах просто замечательно…
Конечно, когда я стала директором, все оказалось немного сложнее, чем думалось. Для творческой работы времени остается мало. Хотя я веду свой проект по составлению научного каталога русской графики XIX – XX веков из собрания галереи, его поддержало министерство культуры.
Скажу так: сегодня я понимаю, что правильно сделала, выдвинув свою кандидатуру. Мне очень хотелось поменять ситуацию, которая сложилась в галерее, чтобы она достойно смотрелась на фоне других музеев региона. Эти идеи я стараюсь воплотить в жизнь, моя команда мне помогает.
– Но вы также интересная женщина, жена, мама трех дочерей. Что больше отнимает времени – работа или семья?
– Ой, мне кажется, что на личную жизнь времени так мало остается. Мы с супругом люди творческие, он преподает в художественном училище, часто дома мы многое обсуждаем по работе, я доверяю его вкусу. И вот работы было так много намешано, что однажды мы даже сказали: надо это прекращать. И мы стараемся… Вообще, я считаю, что, несмотря на цейтноты и какие-то перекосы в смысле распределения времени, в моей жизни все органично.
– А ужины дома вы готовите?
– Да! И ужины, и торты, и пироги… Я люблю готовить, все дни рождения, особенно детские, отмечаем обязательно, считаю, что это очень важно. Мы собираемся дома, зовем друзей и родственников, я готовлю, пеку торт. По-моему, это очень важно – культура семейного торжества, хочу, чтобы девочки впитали это. Мы и завтракаем всей семьей по выходным. Это объединяет семью, я уверена… Вообще, со временем я научилась дома отодвигать дела на второй план и на первый ставить общение с мужем, с детьми.
– Ваши дочери любят искусство, часто бывают в галерее?
– Может быть, не так часто, как хотелось бы. Они бывают на всех выставках, прекрасно знают, где и кем работает мама. Они, кстати, все рисуют. Девочки любят смотреть альбомы по искусству, дома у нас большое собрание. Однажды я принесла каталог работ приморского художника Владимира Погребняка, Настя увидела, взяла посмотреть – и буквально оцепенела от восхищения. Потом спросила: «Мама, может, ты мне подаришь эту книгу?» Конечно, я подарила. А на День Победы мы пошли на выставку под открытым небом, которая была организована на набережной Цесаревича, там была и картина Владимира. Настя увидела и как ахнет: «Погребняк!» Мне было приятно, что она узнала картину, ведь ей всего семь лет.
– С каким настроением вы утром едете на работу?
– Пока добираюсь, активно просматриваю те социальные сети, где представлена наша страничка, отслеживаю музейные публикации, записываю, что нужно не забыть сделать. А настроение при этом, конечно, бывает разное – то усталость, то волнение от открытия выставки, то радость… Но знаете что? Даже если я еду на работу не очень выспавшейся и немного усталой, когда вхожу в эти залы, все преображается. Их удивительная атмосфера, окружающая красота, среди которой идет моя жизнь, уравновешивают настроение. Знаете, мне часто говорят: «Вы работаете в таком красивом месте, как вам повезло». Так вот это – чистая правда!
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ