«Скульптура по физиономии дать не может»

Читатели «В» считают борьбу с памятниками отвратительной

16 сент. 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3805 (139) от 16 сент. 2015

Нашумевшая история с нелицеприятной надписью на табличке, которую поклонник Сталина водрузил на недавно установленный во Владивостоке памятник Александру Солженицыну, по-прежнему будоражит общество. И дело не столько в том, кто более достоин увековечения в бронзе или камне, сколько в самом отношении граждан к арт-объектам. Подавляющее большинство горожан считает, что вандализм, совершаемый пусть даже во имя каких-то целей, абсолютно недопустим.

Напомним: торжественное открытие памятника писателю и философу состоялось 5 сентября. Вскоре молодой «сталинист» повесил на памятник табличку со словом «иуда». Свой поступок поборник коммунистических идей оправдывает тем, что Солженицыну, чьи взгляды он не разделяет, памятник установили, а Сталину – нет.

В редакцию «В» продолжают обращаться неравнодушные горожане, высказывая свое мнение о личности и масштабе российского мыслителя и отношение к поступку молодого человека. А также рассуждая о нравах современного общества, которое мы привычно хоть и называем цивилизованным, но в котором объектам культуры требуется особая защита.

Комментарии «В»

Валерий Моор, заслуженный архитектор России:

– Все, что отражает историю, имеет право быть воплощено в виде памятников. Тем более такая яркая личность, как Александр Солженицын. Вешать на изваяние какую-то табличку – это кощунство, ведь сколько людей – столько и мнений. И если каждый будет таким образом выражать свой протест, будет полный бардак.

Что касается Корабельной набережной, где стоит памятник, то я, как житель нашего города, ничего не имею против. Все объекты истории тяготеют к центру города, и вполне логично, что монумент писателя возвышается именно там. Тем более что речь идет о символичном возвращении деятеля из-за океана, так что нет смысла ставить его в аэропорту, как некоторые предлагали. А вот что действительно, на мой взгляд, стоило бы убрать из сердца краевой столицы, так это отель «Хаятт» на Корабельной набережной. Вот этот объект действительно уродует облик города. Но никак не памятник Солженицыну.

Илья Бутусов, председатель Приморского отделения Союза художников России:

– Человек, который повесил оскорбительную табличку на памятник, – хулиган. Для нас Солженицын – часть истории, и замечательно, что ему возвели памятник. Рассуждать, каким этот деятель был человеком, что он привнес в общество, разумно. А вот отрицать его значение – неправильно. По идее, нужно бы всем людям, которые внесли значительный вклад в историю нашей страны, поставить памятники.

Наталья Андреевна Левданская, искусствовед, сотрудник Приморской картинной галереи:

– В нашем городе очень мало памятников. А Солженицын – это человек, который много пережил, прочувствовал на себе все, что творилось тогда в нашей стране в его время. И почему бы ему не поставить памятник? Он этого достоин. Мне приходит на память монумент Мандельштаму, над которым тоже постоянно измываются вандалы. Вот посудите сами: какая-нибудь ерунда стоит, никому до нее нет никакого дела. Но если в городе появляется монумент человеку, который талантлив, что-то пережил, то ненависть к самой личности переносят на арт-объект. В наших гражданах зарождается зло. Мне жаль этих людей. Честное слово! Тем более что с искусствоведческой точки зрения это вполне достойный памятник. Он сделан в той живой манере, в какой в свое время делали итальянцы. Такие памятники не статичны, не на высоких подиумах – они приближены к людям. К нему можно подойти, даже потрогать. О чем-то возле него подумать. Они камерные и как бы расположены к зрителю.

И откуда у жителя нашего города такая негативная реакция на памятник Солженицыну, мне просто странно. Кто, интересно, тот парень, кто надругался над памятником? Почему он так ненавидит этого писателя? Он хоть одну книгу его прочитал? Мне кажется, что его поступок – это отголосок советского времени, когда мы голосовали за или против того, что не читали, не видели или не знали. Но сейчас все доступно: залезь в Интернет, почитай и разберись, что хорошо и что плохо.

Иван Егорчев, действительный член Русского географического общества:

– Каждый гражданин имеет право выразить свое отношение к чему-то. Но в данном случае человек сделал это в весьма некорректной форме, я бы даже сказал, хулиганской. Он был вправе написать статью, опубликовать ее, где-то выступить с речью. А вешать на шею писателя табличку, зная наперед, что памятник ему в ответ по физиономии дать не может, – это слишком безнаказанно. Будь моя воля, я этого человека наказал бы. Понятно, что это пиар-акция, работа на камеру, чтобы все СМИ потом сообщили, говорили об этом.

Можно по-разному относиться к памятнику Солженицыну, к жизни и творчеству самого писателя, но делать так просто некрасиво.

Если говорить о месте установки памятника, то лично я бы не стал устанавливать памятник на Корабельной набережной. Там уже и так столько объектов, что деться некуда. Миля памятников какая-то. Мы прекрасно знаем, что прилетел писатель во Владивосток на самолете. Он же не первопроходец нашего города. Поставили бы объект в аэропорту. Было бы очень уместно: все прилетающие видели бы. Место можно найти любое, но так относиться к памятнику нельзя.

Конечно, Солженицын – это не однозначная фигура в истории. Так всегда бывает, когда мы берем слишком близкие от нас по времени события. Сразу возникают противоположные точки зрения, резкие высказывания. Например, кто бы сейчас возразил на установку памятника Антону Чехову? Знаменитый писатель, был у нас, почему бы не поставить. Но я думаю, что если бы разговор о памятнике Чехову состоялся спустя несколько лет после его смерти, то был бы разброд мнений и возгласы «Кому мы памятник ставим! Что это такое!».

Все должно отстояться в истории. Снимать памятники, переставлять их… Ну сколько уже можно. Почему у людей такие мысли, я не знаю.

Людмила Коргунова, директор Детской школы искусств № 6 города Владивостока:

– Отвратительное занятие бороться с памятниками! Что монумент Солженицыну поставили – это хорошо. Но обсуждать его как личность мы не имеем права, не нам с вами это делать: мы не жили в те страшные, неоднозначные времена. Лучше давайте поговорим о настоящем, ведь у нас тоже хватает либералов, которые кормятся в Америке. Но на них мы табличек не вешаем.

В любом случае памятники должны стоять на месте. Иначе будет, как рассказывал Михаил Задорнов: пришло время – открутили голову памятнику, другую поставили. Снова пришло время – опять открутили. Это недопустимо и возмутительно.

Евгений Журавлев, директор Военно-исторического музея Тихоокеанского флота:

– Установленный на Корабельной набережной во Владивостоке памятник российскому писателю и философу, Нобелевскому лауреату Александру Солженицыну имеет право на существование.

Как бы к писателю ни относились соотечественники, но Александр Исаевич всю свою жизнь был патриотом Родины. И не только потому, что воевал с фашизмом на фронтах Великой Отечественной войны. А потому, что в труднейший переходный период России вернулся из сытой Америки в разрушенную и голодную страну. И начинал свой трудный путь домой во Владивостоке, чтобы остаток дней провести со своим народом.

У людей множество мнений, не все они благожелательные по отношению к гению, которого уже нет с нами. И у каждого человека своя правда. Но мы живем в цивилизованном обществе, поэтому должны придерживаться не только закона, но и правил общечеловеческой морали. Думаю, что честнее будет оставить памятник Солженицыну в покое. И не тревожить память о нем наветами и наговорами. Чтобы потом каждому из нас не было мучительно больно перед собой.

Сергей Соловьев, руководитель Владивостокской централизованной библиотечной системы:

– Сначала даже хотелось вызвать этого хулигана на честный поединок. После тянуло переубедить всех сочувствующих «пионеру-герою».

Теперь мне стыдно за ту дремучесть, что обнажили в интернет-дискуссиях многие горожане. Прекрасному писателю адресовали эпитеты в духе теории заговора, с использованием уголовно-лагерной лексики. А ведь с фактами не поспоришь: Солженицын из России уехал не сам, а был выслан. Уходя на фронт рядовым, вернулся он в звании капитана. Неужели писателю-фронтовику нет места на Корабельной набережной? Сильнейшие его работы написаны самой жизнью: «Раковый корпус» о победе над смертельным недугом (через что прошел сам Солженицын), «Архипелаг...» – о реальном пребывании Александра Исаевича совсем не на курорте.

При этом многие не удосужились даже прочесть его книги, заглянуть в библиотеку или в Википедию. А ведь та свобода, с которой на шею памятника вешали табличку, сама по себе есть продолжение дела всей жизни великого русского писателя.

Во всем этом меня пугает, что после случившегося нет никакой гарантии, что следующую табличку (до боли напоминающую те, что вешали на казнимых партизан фашисты) не водрузят на нонкомформиста Егора Летова или поэта Иосифа Бродского, тоже высланного из России.

Петр Чегодаев, автор скульптуры Солженицыну:

– Я в целом за свое творение. Считаю, что для того, чтобы изменить что-то в нашем мире, нужно приложить собственные усилия и создать что-то, выражающее точку зрения автора. Если же человек сам ничего не создает, а лишь использует творения других (или разрушает их) для самопиара, я вижу в этом паразитарный подход. И пока количество таких паразитов в нашем обществе будет высоким, здоровья и красоты в нем не будет.

Михаил Фаустов, директор книжного магазина «Собачье сердце», организатор чемпионата России по чтению вслух «Открой рот» (город Новокузнецк):

– Существует вид хулиганства, не выражающий, в сущности, ничего ни для самого хулигана, ни для общества в целом: то Ленину лысину краской намажут, то памятнику заслуженному шахтеру на голову нижнее белье наденут. Общество в этом случае просто пройдет мимо, а вот городским службам работы прибавится.

Случай же с Солженицыным несколько выбивается из этого ряда. Если «герой», повесивший писателю на шею табличку, хотел таким образом заложить новую городскую традицию, у него это не получилось. Для многих жителей нашей страны Солженицын – герой, таким он для них и останется. Думаю, что он и дальше пойдет по нашей жизни с этой табличкой на шее, как Зоя Космодемьянская с гордостью шла на казнь.

Анна Трунова, заведующая библиотекой имени Н.Н. Муравьева-Амурского:

– Александр Исаевич, которого в свое время встречали жители города, считаю, весьма достойная фигура для Владивостока. И осквернение его памятника – это оскорбление для всех горожан.

Я крайне негативно отношусь к действиям молодого активиста, ведь оскорбить человека, который уже не может тебе ответить, – чрезвычайно низкий поступок. К тому же бессмысленно затрагивать его гражданскую позицию, ведь все, что остается после писателя, – это его литературное наследие. И вступать с ним в дискуссию можно только на том же поле.

Автор: Евгений СИДОРОВ