Детские проекты поразили масштабностью и основательностью

Участники инновационной образовательной программы заставили специалистов посмотреть на будущее другими глазами

16 сент. 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3805 (139) от 16 сент. 2015

Две с половиной недели участники «Тихоокеанской проектной школы» под руководством ведущих преподавателей страны решали актуальные проблемы Дальнего Востока. Результат их работы можно было увидеть и оценить на выставке в ВДЦ «Океан».

Организаторами уникальной «Тихоокеанской проектной школы» выступили компания «Иннопрактика» и Всероссийский детский центр «Океан». Значительная поддержка была оказана и со стороны администрации города Владивостока.

От космоса до бизнеса и международных отношений

На итоговой выставке этой образовательной программы был представлен 41 проект. По словам руководителя «Тихоокеанской проектной школы» Елены Харисовой, подготовленные проекты можно разделить на несколько категорий – на научно-исследовательские, которые еще требуют доработки, и практико-ориентированные, когда ребята создавали прообразы тех или иных устройств, чтобы доработать их в будущем.

К слову, в состав экспертов, внимательно рассмотревших все постеры, вошли представители администраций Владивостока и Артема, а также представители ДВФУ. От имени главы приморской столицы Игоря Пушкарева участников «Тихоокеанской проектной школы» с началом работы выставки-презентации поздравил его советник Владимир Соколов.

Инновации, предложенные участниками школы, поразили экспертов масштабностью подхода и основательностью проработки. Так, одна из проектных команд разработала свой вариант системы отслеживания контейнерных перевозок по всему земному шару. По словам ребят, их предложение рассчитано на количество контейнеров, которое превышает существующее на данный момент в мире. Самой большой проблемой на пути реализации идеи они видят размещение станций промежуточной обработки данных на территории других государств, однако и в этом направлении они планируют работать в будущем.

Космический масштаб присутствовал и в проекте управляемого «роя» датчиков, с помощью которых школьники намерены контролировать и поддерживать биоразнообразие морей Тихоокеанской России. Они спроектировали как сами датчики-поплавки, так и спутниковое устройство, обеспечивавшее слаженное функционирование этой системы мониторинга.

Инновационные поиски в этом направлении особенно актуальны в связи с учреждением Свободного порта Владивостока и с необходимостью разработки технологий «зеленого строительства» – создания новых транспортных коридоров в уникальных природных условиях края. Очевидно, что их возникновение обязательно будет сопровождаться системой комплексного экологического мониторинга, так что «космические» идеи ребят пришлись весьма кстати.

Школьники предложили решение дорожных проблем

Были на выставке и проекты более «приземленные», направленные, например, на оптимизацию работы дорожной сети во Владивостоке. По данным, полученным проектной группой путем изучения ежедневных спутниковых снимков города, наибольшее скопление машин наблюдается при съезде со второстепенных улиц в центр, а также с припортовых улиц в спальные районы. Решение ребята предложили для трех участков. Во-первых, модернизировать железнодорожный переезд на улице Комсомольской. Во-вторых, построить объезд от улицы Ильичева к проспекту 100 лет Владивостоку. Третьим пунктом проекта стала ликвидация трамвайных путей в районе улицы Борисенко до ее пересечения с улицей Спортивной с последующим расширением существующей дороги. Как уже отмечалось, школьники опирались в основном на собственные наблюдения, выполненные с помощью геоинформационных систем, под руководством преподавателя ДВФУ.

Такими же конкретными оказались проект автономного теплообеспечения бассейна солнечными коллекторами, а также проект догрева воды в системах общего водоснабжения и отопления ВДЦ «Океан». Здесь был выполнен даже расчет энергоэффективности. Генеральный директор ВДЦ «Океан» Андрей Базилевский с интересом отнесся к этим предложениям.

Дети управляют знаниями

Особую категорию составили проекты, нацеленные на развитие международного общения как на базе ВДЦ «Океан», так и в рамках будущего конгресс-выставочного и культурно-познавательного комплекса ВЛАДЭКСПО на острове Русском, представленного городом на Восточном экономическом форуме. Ребята дополнили видение взрослых собственными яркими и проработанными идеями – Молодежного проектного центра, Института продвижения русского языка и культуры, международной смены «Детская дипломатия», «Площадки взаимопонимания», культурно-образовательного комплекса «Этногород» и др. Все они предполагают организацию новых общественных пространств, выступая в качестве средств управления знаниями и на стыке разных поколений, культур и цивилизаций. Их реализация сразу на двух площадках будет способствовать упрочению связей между ВДЦ «Океан» и островом Русским. Ожидается, что объединение потенциалов сделает город Владивосток настоящей столицей «народной дипломатии», повысит его значение в АТР.

– В современном мире очень важно противопоставить агрессии творческое вдохновение, сделать стык разных культур местом совместной созидательной работы, – заявил Леонид Анисимов, почетный эксперт выставки, президент Международной академии Станиславского в Токио, заслуженный деятель искусств России. Более 10 лет он руководит Токийским новым репертуарным театром и в рамках школы провел для ребят несколько мастер-классов, посвященных навыкам управления творческим состоянием применительно к любым профессиям.

Свежий взгляд для взрослых

С экологической проблематикой была связана работа такого направления «Тихоокеанской проектной школы», как «Среда жизни человека и общества».

– Изначально мы концентрировались на трех проблемах местной прибрежной зоны: восстановление лесного покрова после пожаров, развитие марикультуры как отрасли хозяйства, а также отток населения из региона, – рассказал руководитель направления Иван Рязанов. – Со временем проектанты пришли к пониманию того, что все три проблемы нельзя решать в отрыве одна от другой, ведь улучшение в одной сфере неизменно ведет к улучшению в другой. Впоследствии к нам подключились и ребята, работавшие по инновационному профилю. Мы обрисовали им, в какой именно технике нуждаемся для решения поставленных перед нами задач. В итоге свои финальные проекты они посвятили именно исполнению наших «заказов». Не исключаю, что пример такой нашей совместной работы можно в дальнейшем использовать и для разработки настоящей стратегии по развитию того или иного региона.

– Важно, что ребята в своих проектах поднимают проблемы, действительно серьезные и значимые для Дальнего Востока, значит, им небезразлично, в какой стране они будут жить завтра. Решение многих проблем подкупает своей неожиданностью. Уверен, что сотрудничество с ребятами из «Тихоокеанской проектной школы» помогает преподавателям нашего университета посмотреть на некоторые вещи свежим взглядом и измениться самим, – рассказал нам проректор ДВФУ по учебной и воспитательной работе Игорь Соппа.

Действительно, как отметил Иван Рязанов, ребенку естественно не знать. Многие его мысли, не обремененные законами, точнее гипотезами, которые мы относительно законов выдвигаем и вписываем в учебники, настолько необычны для экспертов, что они начинают размышлять с ним на равных. Поэтому, собственно, в ходе такого диалога и возможны необычные решения.

«Тихоокеанская проектная школа» стала уникальным событием преемственности, органично соединившим традицию и творчество, образование и воспитание, знание и искусство. В этом синтезе ее особая ценность.

   

Автор: Антон ВАЛЬТОН