Дальний Восток зацепил инвесторов

Впечатления и перспективы после экономического форума

16 сент. 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3805 (139) от 16 сент. 2015
4826fa52d1a0fd801a2bf8f2006bcd67.jpg

Вдогонку к уходящему в историю Первому Восточному экономическому форуму от его участников из разных стран летят комплиментарные высказывания. Гости Владивостока из Эр-Рияда и Нагасаки, Лос-Анджелеса и Пекина в один голос твердили: спасибо, что позвали нас, нам понравилось во Владивостоке. И мы готовы сюда еще раз приехать с новыми деловыми предложениями.

Наша газета решила представить читателям мнения российских делегатов прошедшего форума.

Светлана Горячева, член Совета Федерации от Приморского края:

– Я не устаю удивляться, как хорошеет мой родной Владивосток. Конечно, он основательно преобразился три года назад, к саммиту АТЭС. Но у меня было опасение, что после саммита столица Приморья потеряет появившийся лоск. Слава богу, такого не произошло. Администрация города во главе с Игорем Пушкаревым старалась и старается сделать Владивосток лучше.

К нынешнему экономическому форуму город стал еще привлекательнее. Меняются инфраструктура, дороги, быт. И мне не стыдно за город перед гостями и участниками ВЭФ. Более того, я сама теперь всем рекомендую Владивосток для посещения. И россиянам из европейской части России, и иностранцам. Ведь для многих это откровение: увидеть между бухтами и морскими заливами на сопках и в распадках красивый город с такими фантастическими мостами и набережными.

Конечно, я рада, что местом проведения такой важной международной конференции выбрали город на стыке двух культур, на стыке Востока и Запада.

Значимость форума предельно высока. Я много лет на уровне Государственной думы и Совета Федерации доказывала необходимость экономической поддержки Дальнего Востока и Забайкалья. Меня поддерживали все дальневосточники и забайкальцы. Наши призывы услышали президент, правительство страны. Появились важные и нужные законы о свободных экономических зонах: о территориях опережающего развития, о Свободном порте Владивостока. Готовятся новые законы – о выделении земли людям в бесплатное пользование, другие проекты. Скажу честно, не все мои коллеги-парламентарии были готовы поддержать такие прорывные проекты по Дальнему Востоку (особенно сибиряки: они хотели получить такие же льготы от государства). Приходилось убеждать, доказывать, уговаривать.

Сейчас обратного пути нет. Законы появились, они начнут работать. Если что-то в них еще несовершенно, то доделать всегда можно. И мы будем этим заниматься в российском парламенте. Главное – началось движение, движение в правильном направлении. Снимаются всевозможные административные барьеры. Теперь очередь за инвестициями в местную экономику. Если говорить о городских проектах, то не сомневаюсь, что Игорь Пушкарев со своей профессиональной командой найдут инвестициям должное применение.

На форуме подписаны соглашения и протоколы о намерениях, которые позволят вложить в Дальний Восток свыше одного триллиона рублей, часть из которых – это средства государства. Масштабные вложения! Лишь бы это не осталось декларацией. Ну а что касается депутатов и сенаторов от Приморья, то, конечно, мы приложим все усилия, чтобы родной Владивосток и весь регион не останавливались в своем поступательном развитии.

Юрий Трутнев, полпред президента РФ в ДВФО, вице-премьер правительства России:

– Форум состоялся. И состоялся успешно, я считаю. Он прошел в нужное время и в нужном месте. Владивосток прекрасно справился с ролью и обязанностями принимающей стороны. Спасибо за это всем ответственным людям, в том числе сотрудникам Минэкономразвития и администрации Владивостока.

Не сомневаюсь, что на сегодняшний день на всем Дальнем Востоке мероприятия подобного уровня реально проводить только здесь, причем начало осени благоприятно сказывается на деловом характере форума.

В следующем году в этот же период Владивосток примет у себя Второй Восточный экономический форум. Своим подчиненным дам месяц на отдых, затем начнется подготовка. Чтобы не так, как сейчас, в авральном режиме за три-четыре месяца, а за 11 месяцев все подготовить на должном уровне.

Вот вы меня сейчас спросили (фраза была адресована корреспонденту «В»): доволен ли я? Если был бы всем доволен, в том числе и своей работой, то, значит, мне пора на покой отправляться. Я на покой не собираюсь. И не всем остался доволен.

У нас действительно были проблемы. В том числе и по простой причине: на одну тысячу мест у нас приехало 2,5 тысячи людей. Когда мне сообщили, что в аэропорту есть люди из разных стран, которых нет в списке и у которых нет приглашения, но есть к нам интерес, мы приняли решение принять всех. И полторы тысячи людей сверх плана – это непросто. Привезти, разместить, накормить, свести на деловых площадках.

Но сделано главное: форум зацепил инвесторов. Они поверили. Конечно, в первый раз инвесторы всегда больше присматриваются. Но результаты ВЭФ-2015 впечатляют. Я даже не могу осознать масштаб предложенных инвестиций – 1,3 триллиона рублей. Приезжали первые лица ведущих мировых корпораций. Им что, больше делать нечего, как кататься ради удовольствия на российский Дальний Восток? Естественно, они хотят поучаствовать в каких-то проектах. Ради выгоды для своих компаний. Но и здесь они тоже будут оставлять деньги. Которые будут работать на Дальний Восток. Ради этого стоило трудиться.

Президент России мне сказал, что форум начинает долгую и плодотворную историю. Так тому и быть.

Справка «В»

Редакция «В» выяснила, что самым крупным инвестиционным проектом на форуме стало соглашение о строительстве Амурского газоперерабатывающего завода. Цена вопроса – 710 миллиардов рублей (это свыше половины от 1,3 триллиона рублей – общей суммы заключенных контрактов на ВЭФ).

Предприятие по производству гелия будет создано на территории города Свободного в Амурской области. Сырьем для него послужит газ с якутских месторождений, который будет поступать по трубопроводу «Сила Сибири». Соглашение подписали министерство по развитию Дальнего Востока и Газпром.

Вторым по величине стало соглашение о финансировании проектов АО «Русгидро» и «Банком ВТБ» на сумму 85 миллиардов рублей. Строительство новых и модернизация действующих объектов запланированы в Приморье, на Сахалине, в Амурской области и Якутии.

Тем временем

«В» стала известна и примерная стоимость первого этапа строительства Владивостокской кольцевой автодороги.

Строительство высоководного мостового перехода через пролив Босфор-Восточный от мыса Токаревского на полуострове Шкота до острова Елены и моста с острова Елены на полуостров Саперный потребует средств на сумму от 10 до 14 миллиардов рублей.

– Реализация кольцевой автодороги – в интересах всех жителей Владивостока, – подчеркнул глава города Игорь Пушкарев. – Расчеты показали: при наличии такой дороги в 4,5 раза увеличится скорость движения в часы пик. Кроме того, две трети ВКАД уже построены благодаря подготовке к саммиту АТЭС-2012 и созданию магистрали Де-Фриз – Седанка – Патрокл – Русский.

Согласно расчетам, если мы выведем грузовой транспорт с территории морского торгового порта через острова Елены и Русский, то на 60% решится проблема с пробками. Ведь большие сложности для трафика создают именно они: около двух тысяч грузовиков проходят через исторический центр города ежесуточно. Сейчас у них нет другого выхода, они вынуждены двигаться по уличным магистралям и создавать сложности для других автомобилистов. Поэтому первый этап – мост на остров Елены и переход через канал на остров Русский. Таким образом, мы уже получаем кольцо и весь грузовой поток планируем туда направить. 

   

Автор: Николай КУТЕНКИХ