В Приморье качество дорог улучшают сокращением дорожников
Уже в октябре краевую компанию АО «Примавтодор» ждет серьезная реорганизация. Из 26 филиалов останется всего восемь, более 500 сотрудников будет сокращено, объявил на днях Александр Швора, директор департамента дорожного хозяйства Приморского края.
Сэкономленные средства пойдут на увеличение зарплат оставшемуся персоналу, заверяет руководство компании. Но депутаты краевого парламента выразили опасение: по сути, «бухгалтерская» реструктуризация не решит накопившихся проблем по обслуживанию и содержанию региональных трасс.
На ситуацию с АО «Примавтодор» обратил внимание председатель парламента Виктор Горчаков, поручив внести вопрос в повестку заседания экономического комитета и разобраться в резонах и последствиях данной процедуры.
И их осталось восемь
По словам Александра Шворы, приглашенного на заседание комитета в качестве докладчика, причиной «перестройки» стала неэффективная административная структура компании: избыточный кадровый состав при небольшой выработке на одного сотрудника.
– Многофилиальность Примавтодора привела к увеличению административно-управленческого персонала и сложностям в системе перераспределения производственных мощностей, – сообщил он. – В связи с этим возникает задача оптимизации производственной структуры путем укрупнения филиалов.
Так, для эффективной работы принято решение о слияние 26 филиалов в восемь. Мероприятия по реорганизации пройдут в три этапа. На первом будут соединены Партизанский, Шкотовский и Лазовский филиалы в Партизанский; Надеждинский, Пригородный и Хасанский – в Надеждинский; Мостостроительный, Уссурийский, Михайловский – в Мостостроительный.
Второй этап – это объединение Дальнереченского, Красноармейского, Пожарского и Кировского филиалов в Пожарский; Спасского, Хорольского, Черниговского – в Спасский; Ханкайского, Пограничного, Октябрьского – в Пограничный.
На третьем этапе произойдет слияние Арсеньевского, Чугуевского и Яковлевского филиалов в Арсеньевский; Северного, Дальнегорского, Тернейского и Ольгинского – в Северный.
Таким образом, численность кадров, которая сейчас составляет 3096 человек, будет сокращена на 534 человека. Проведение мероприятий, по словам директора департамента, позволит уменьшить управленческий персонал на 43 процента и увеличить выработку на одного работника. Экономический эффект от данной процедуры должен составить около 150 млн рублей в год, а рентабельность повысится до 9,4 процента.
Приказом уже установлены сроки ликвидации филиалов. Так, Шкотовский, Лазовский, Пригородный, Ханкайский, Уссурийский, Михайловский филиалы будут упразднены уже с 30 октября 2015 года. Дальнереченский, Красноармейский, Кировский, Хорольский, Черниговский, Ханкайский, Октябрьский – с 30 ноября. Чугуевский, Дальнегорский, Тернейский, Ольгинский, Северный – с 30 декабря.
В данный момент на этих территориях проводится инвентаризация имущества.
Сокращают и тех, и этих
Основным условием оптимизации, по словам директора департамента, стало сохранение в полном объеме тех людей, которые занимаются непосредственно содержанием дорог. В первую очередь это машинисты грейдеров и водители. По идее, высвобожденные средства пойдут на увеличение их зарплат. А прибыль будет направлена на обновление парка техники и ремонт существующих машин.
– Проблем у Примавтодора хватает. Основная – это сложное финансовое положение компании, в котором она прибывает в последние годы. Недостаток средств приводит к устареванию парка техники, недостаточному ремонту, – объяснил директор департамента. – Низкие зарплаты на предприятии не позволяют привлекать высококвалифицированных специалистов. А те люди, что приходят, постоянно находятся в поисках новой работы.
Однако, как утверждают депутаты ЗС ПК, правило «сокращать только управленцев» уже не соблюдается.
– По той информации, которая у меня есть, оптимизируется не только и не столько управленческий персонал. Я знаю один район, где из 101 человека сокращают 41. Причем как раз рабочих, – сообщил Александр Костенко, председатель экономического комитета ЗС ПК.
Не произвела впечатления на народных избранников и сумма экономии, а сам процесс натолкнул на некоторые размышления.
– По опыту прошлой администрации могу сказать, что в одно время было принято решение сэкономить на дорожном фонде. На третий год экономии дороги пришли в такое состояние, что впору было строить новые, – вспомнил Александр Костенко. – Если ваши действия приведут к тому, что вы будете содержать дороги согласно стандартам, тогда хорошо. Если это только бухгалтерская операция, то 150 миллионов для бюджета предприятия, который составляет 3,5 миллиарда, – небольшая сумма. Что они дадут? Куда движется предприятие? Вы же сейчас фактически не можете содержать дороги в должном состоянии. Недавно я был в Октябрьском и Красноармейском районах, в Ольге, в Спасске – везде проблемы. Сейчас делается шаг к сокращению персонала. К чему это приведет? Задача у нас и у вас не бухгалтерская. Хочется понимать, улучшится или ухудшится содержание краевых трасс? Существуют нормативы содержания дорог, которые обеспечивают их эксплуатационные характеристики. Вы укладываетесь в них?
К слову, на заседание был приглашен генеральный директор Примавтодора, но он в очередной раз оказался занят и отправил своего первого заместителя Владимира Клячина. Представитель компании и объяснил, что ее кадровый состав уже на данный момент избыточен.
– По нормативам у нас на 7 тысяч километров дорог (именно столько мы обслуживаем) численность рабочих должна составлять полторы тысячи человек, – сообщил Владимир Клячин. – Это летний норматив. А зимний – вообще около тысячи. Мы же содержим 2900 работников. В итоге уже долгое время у нас реальная численность сильно превышает нормативную.
Парламентариев заявление об излишке рабочих рук в компании, мягко говоря, поразило.
– Если у вас лишние сотрудники есть, чего ж вы так мало делаете? – удивился председатель комитета. – Содержите тогда дороги в должном состоянии, и люди будут вам на каждом повороте спасибо говорить. Но вы же этого не делаете. Например, Красноармейский район. Дорога в районе села Вострецово не содержится. Как весной все размыло, так и до сих пор размыто. В Ольге около сел Маргаритово и Моряк-Рыболов два моста требуют ремонта. Поручение губернатора есть, а ничего не делается. Если у вас такая численность, то чего же вы не делаете? Если не справляетесь, давайте тогда пересматривать норматив.
Директор дорожного департамента сделал ремарку по селу Моряк-Рыболов. По его словам, работы по мосту рядом с населенным пунктом начнутся в октябре. Из-за того что реки нерестовые, рабочие могут приступить к делу только в холодное время года. Однако, как заметили парламентарии, поручение губернатора было дано еще весной прошлого года. Один «холодный» сезон уже прошел.
К чему эти дороги нас приведут?
По словам депутата Петра Журавлева, решение о реорганизации компании принимается в условиях, когда состояние дорог с каждым годом ухудшается.
– И ухудшается весьма ощутимо, – продолжил он. – Я сужу по Шкотовскому району, где скоро просто нечего будет содержать. Новые дороги надо будет строить.
По поводу проблем с нехваткой средств в компании, на которые сослался Александр Швора, депутат заметил, что «все зависит от того, как их тратить».
– Любая реорганизация предприятия должна иметь экономическое обоснование, – заметил Петр Журавлев. – Серьезного анализа финансово-экономической, хозяйственной деятельности предприятия мы не видели, как и директора компании, которого приглашаем очень настойчиво с сентября прошлого года. Что мы сегодня можем сделать? Одобрить в том виде, в котором предлагается, мы не можем. Принять информацию к сведению, что у нас все идет ко дну, не очень корректно. Давайте увидим нормальную стратегию хозяйственной деятельности. К чему эти дороги нас приведут?
Дальнейшее рассмотрение вопроса о ситуации с Примавтодором депутаты перенесли на октябрь, когда будут представлены все аналитические материалы.
– Александр Валерьевич, к вам большая просьба: вы покажите депутатам руководителя Примавтодора, – обратился Александр Костенко к директору дорожного департамента. – Либо хотя бы фотографию его принесите – посмотреть.
Интересно, что прямого ответа на вопрос, заданный, наверное, больше десяти раз на заседани, улучшится ли содержание дорог после реорганизации компании, так и не прозвучало. Хотя для этого человеку необходимо произнести не длинную речь, а всего лишь «да» или «нет».
Автор: Сергей ПЕТРАЧКОВ