Чужой постамент: Лазо или Завойко?
Читатели «В» ищут исторической справедливости
Большой резонанс вызвала дискуссия, развернутая на страницах «В» относительно памятника Сергею Лазо, который стоит в Театральном сквере на постаменте другого памятника – исторического деятеля адмирала Василия Завойко. Только с «перебитыми» письменами.
Кто же должен там стоять? В редакцию газеты продолжают поступать письма с мнениями и рассуждениями горожан.
Напомним, что 12 августа «В» опубликовал материал «Романтик революции на своем месте?», в котором Виктор Обертас, известный архитектор, профессор кафедры архитектуры ДВФУ, заслуженный работник культуры РФ высказал точку зрения, что памятник Сергею Лазо имеет гораздо большую художественную ценность, чем стоявшая на этом месте статуя адмирала Завойко.
«На мой взгляд, динамичная, яркая работа Льва Писаревского производит куда большее впечатление, чем меньшая по размеру и куда более статичная статуя адмирала Завойко, которая к тому же терялась на слишком массивном для нее постаменте», – заключил Виктор Обертас.
Позиция владивостокского архитектора была не просто замечена. Она произвела сильный эффект, и в ответ «В» получил большое количество посланий. Градус споров, надо сказать, не понижается. Видно, что люди действительно принимают этот вопрос близко к сердцу. Эта тема затрагивает интересы многих горожан, для которых фамилии Завойко и Лазо не пустые звуки, а история не игрушка, с которой можно обращаться легкомысленно. И нам очень приятно, что, помимо эмоций, помимо идеологической и даже политической стороны, все отчетливей становятся видны другие мотивы в читательских текстах: уважение к обоим деятелям истории, упор на исторические факты, ссылки и суждения, построенные и подкрепленные серьезным знанием нашего прошлого и настоящего. Дадим слово горожанам.
На грани абсурда
Первое прислал читатель, подписавшийся «обозреватель А. Рутник»:
– Чтобы ответить на вопрос: «Сергей Лазо и Василий Завойко: кто более истории ценен?», опубликованный 12 августа в газете, следует обратиться к этим личностям через исторические справочники, – пишет читатель. – Адмирал Василий Степанович Завойко – герой Отечества, стоявший у истоков российской государственности совместно с Невельским, Казакевичем и другими сподвижниками под командованием генерал-губернатора Восточной Сибири Николая Муравьева, ставшего Амурским после подписания Айгунского договора в 1858 году о территориальном разграничении в Приамурье. «За отлично-усердную и ревностную службу» Василий Завойко был награжден десятью (!) государственными наградами…
Прапорщик Сергей Георгиевич Лазо (1894 – 1920), офицер-пехотинец российской армии, изменивший присяге, возглавил партизанское движение на Дальнем Востоке. С военно-профессиональной точки зрения нахождение армейского унтер-офицера на командирском корабельном мостике (это постамент памятника) – абсурд, нелепость.
А его «эмоциональный жест» (кулак, выставленный вперед) есть произвол грубой физической силы, противоречащий человеческой этике (согласно толковому словарю). Это образец варваризма, присущий культу личности в эпоху сталинизма.
Объектов, связанных с именем Лазо, насчитывается в Приморье около сотни, а имя Завойко носит одна улица во Владивостоке.
Вот почему первый в России памятник защитнику Отечества должен быть воссоздан, а скульптура адмирала Завойко должна вернуться на свое святое место, которое с постаментом было оплачено многотысячными почитателями «как дань беспредельного уважения».
Каждому – свое место
Присоединился к дискуссии и Юрий Сыромятников, ветеран Тихоокеанского флота, экскурсовод военно-исторического музея ТОФ, подполковник запаса.
– Уважаемая редакция газеты «Владивосток», – пишет Юрий Николаевич. – В номере за 12 августа вы рассказали о 70-летии открытия памятника Сергею Лазо во Владивостоке. Хочу ответить на вопрос, вынесенный в название статьи «Романтик революции на своем месте?».
По моему глубокому убеждению, ответ отрицательный: романтик революции стоит не на своем месте.
Всем, кто дорожит нашей историей, известны имена трех военных и государственных деятелей, благодаря усилиям которых дальневосточные земли были закреплены за Россией. Это Геннадий Невельской, Василий Завойко и Николай Муравьев-Амурский.
В начале 60-х годов во Владивостоке был восстановлен памятник Невельскому. В 2012 году открыт памятник Муравьеву-Амурскому. Но до сих пор по надуманным предлогам ничего не делается для восстановления памятника Завойко – адмиралу, отстоявшему интересы России на Дальнем Востоке в 1854 году.
Встать на чужой постамент, на мой взгляд, равноценно тому, чтобы лечь в чужую могилу. Дочь известного революционера Ада Сергеевна Лазо, со слов очевидцев, всегда это чувствовала и говорила, что памятник ее отцу надо перенести в другое место.
Таким местом мог бы стать сквер на остановке общественного транспорта «Авангард» вблизи от казарменного комплекса Сибирского флотского экипажа и бывшего Мальцевского базара. Это место исторически связано с революционными событиями 1917 – 1922 годов. Именно там была одна из последних конспиративных квартир Лазо.
На революционные и боевые заслуги Лазо никто не покушается. Он достоин памятника. Но не в ущерб Завойко, о котором без памятника и письмен к нему мало кто помнит и будет помнить. А ведь он – фигура, равная Невельскому и Муравьеву-Амурскому.
Кроме того, он уроженец Малороссии (теперешней Украины), рожден и похоронен под Полтавой. Он, русский адмирал украинского происхождения, как назидание потомкам, что мы один народ и у нас одна история, которой надо дорожить.
На восстановление памятника Завойко и на перенос памятника Лазо нужны немалые деньги. Но есть патриоты-бизнесмены и есть народ, которые помогут собрать нужные суммы. Чтобы сделать дело, надо им заболеть. Иначе все – пустая говорильня.
Автор: Сергей ПЕТРАЧКОВ