Город больших возможностей

Владивосток – порт свободный, для инвестиций привлекательный

1 сент. 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3796 (130) от 1 сент. 2015

Традиционное общение главы Владивостока с горожанами, которое проходит в рамках двухчасового эфира на радио «Лемма», на этот раз было посвящено проектам глобальным, которые в перспективе могут определять и уровень, и качество жизни не только нас с вами, но и наших внуков.

Рассказываем о перспективах, прислушиваемся к опыту

– Игорь Сергеевич, во Владивостоке прошла встреча мэров городов Сибири и Дальнего Востока и мэров городов Западного побережья Японии. Можно ли назвать это событие имеющим ключевое значение для Владивостока?

– Подобная встреча проходит уже в 25-й раз. И два года назад было принято решение, что Владивосток не просто будет участником встречи, а станет местом ее проведения. Насколько для нас это важно? Такие встречи нужны, чтобы мы могли посмотреть и узнать, как развиваются другие мегаполисы, как развиваемся и живем мы, с какими проблемами сталкиваются мэры других городов, как они решаются. Подобный обмен опытом, обсуждение, беседы о том, как развиваются японские города, расположенные на Западном побережье Японского моря, очень полезны для нас. Ведь они во многом похожи на Владивосток и имеют схожие проблемы в развитии, например, в вопросах портовой инфраструктуры, развития паромного сообщения, восстановления связей между городами – портами России и Японии. Япония понимает, что потеряла часть мирового грузопотока, который ушел на Южную Корею, на Шанхай, и сейчас хочет возродить эту отрасль. И понимает, что мы можем в этом смысле быть полезны. В то же время и нам грузы японские нужны, необходимо загружать Транссиб, мы заинтересованы в японских технологиях, открытии совместных с японским бизнесом и чисто японских предприятий во Владивостоке. Тем более что вскоре вступает в силу закон о свободном порте, для нас это хорошая возможность презентовать изменения в законодательстве, наши возможности.

Что такое свободный порт? В мире много денег, а нам нужны инвестиции, чтобы мы решили свои проблемы, например, строительство дорог, развитие инфраструктуры, которая позволит сделать нашу экономику более конкурентоспособной. Что это в конечном счете значит для каждого человека? Больше возможностей, выше зарплаты, решение многих социальных вопросов в городе.

Представители 15 городов России и девяти японских обсуждали самые разные вопросы. Мы делились опытом и планами, смотрели, как японские коллеги оценивают наши планы и предложения с экспертной точки зрения.

Нам было интересно и важно общаться с японскими коллегами. Тем более что Владивосток посетила более чем представительная делегация из Японии. А руководство страны поставило перед нами задачу развивать Владивосток как центр международного сотрудничества, мы должны быть воротами России в АТР, принимать грузы, технологии, инвестиции.

В конце первого рабочего дня встречи все участники выразили общее мнение: это было действительно полезное и конструктивное общение.

ВЭФ – место встречи изменить нельзя

– В этом смысле особо важен Восточный экономический форум, не так ли? Как идет подготовка к этому событию?

– Готовимся. Подготовку контролирует вице-премьер – полпред президента России в ДВФО Юрий Трутнев. Участников форума будет свыше тысячи человек из более чем 20 стран, хотя заявок подано было намного больше. Это еще раз подчеркивает, какой огромный интерес к России, к Владивостоку во всем мире!

Задача ВЭФ – представить инвестиционные проекты всего Дальнего Востока России. Здесь очень важен тот факт, что наши проекты полностью поддерживаются на самом высоком уровне. Если, например, это проект по транспортной инфраструктуре, то представлять его будет министр транспорта России или его заместитель. Это покажет инвестору, что власть на всех уровнях проект поддерживает, а значит, он будет реализован быстро.

От Владивостока на форум представлено три проекта. Первый – кольцевая автодорога – ВКАД, для нас очень важная (по расчетам, если она заработает, мы в 4,5 раза ускорим движение по городу, она также важна для развития порта и для удобства жителей Эгершельда). Затем – центр ВЛАДЭКСПО. Это важнейшая инфраструктурная и экономическая составляющая – в крупных городах, где есть подобные центры, в бюджеты идут деньги от проведения выставок, налоги. Замечу, что ближайший к нам центр ЭКСПО находится в Екатеринбурге, а на Дальнем Востоке их больше нет. Посмотрите, как активно используются павильоны ЭКСПО в Шанхае, в Харбине, в Сеуле – как выставочные, концертные площадки. Кто бывал в Москве, тот видел Крокус-центр, который успешно развивается, там и гостиницы, и рестораны…

Третий проект от Владивостока на ВЭФ – транспортный коридор «Приморье-3». Сегодня грузы у нас идут по коридорам «Приморье-1» (Суйфэньхе –Пограничный – Уссурийск – Владивосток – Восточный), «Приморье-2» (через Хасан и к портам юга Приморья). А проект «Приморье-3» уже не новый, еще в советское время велись разработки. Он предполагает строительство автомобильно-железнодорожного перехода от полуострова Песчаного до Владивостока и на Барабаш, к Китаю.

Зачем нужен такой коридор? В Китае растет потребность в грузоперевозках. Они оценивают свою грузовую базу до 200 миллионов тонн в год. Для сравнения: все порты Приморья в прошлом году переработали 101 миллион, порты Владивостока – 14 миллионов. А все порты Китая в день перерабатывают 25 миллионов тонн. Самый дешевый способ перевозки грузов и самый быстрый – по воде. То есть в порты Приморья, а оттуда – в Китай, например. Нам это выгодно: это развитие портов, рабочие места, налоги, заходы и обслуживание судов, развитие логистики и железной дороги. Такие высокие грузопотоки означают снижение себестоимости на важные товары. То есть мы можем привлечь большие средства, не продавая ресурсы, а используя свое местоположение. Заинтересованность со стороны китайских партнеров есть. Мы ведем переговоры с двумя китайскими компаниями, одна из них даже группу инженеров присылала во Владивосток для примерных расчетов. Мы дали всю информацию по геологии, по трафику… Ведь это серьезное сооружение – мост от Песчаного в три раза длиннее, чем мост Седанка – Де-Фриз, к тому же предполагается, что там будет не только автомобильное, но и железнодорожное движение. Кстати, РЖД еще в 2012 году прорабатывала вопрос строительства такого моста, потому что тоже заинтересована в развитии перевалки грузов в хасанском направлении. Китайская же сторона говорит и о том, что намерена не просто обычное, но и скоростное железнодорожное движение до Владивостока запустить. В сентябре-октябре планируется запуск скоростной магистрали Хуньчунь – Пекин, вот они и хотят продолжить эту дорогу во Владивосток. Конечно, мы в этом заинтересованы. Тем более что в Китае сейчас реализуется проект «Шелковый путь», который объединяет транспортными артериями все районы страны.

Вот такие проекты представляет Владивосток, а в целом их будет в разы больше, ведь участие в ВЭФ примут все регионы. Приедут инвесторы, будут смотреть, изучать…

– К саммиту АТЭС построили всю инфраструктуру, объекты которой затем смогли посетить горожане. А мы сможем увидеть те проекты, которые Владивосток представляет на ВЭФ?

– Форум пройдет на территории ДВФУ на Русском. В парковой зоне, где набережная, расположится Дальневосточная деревня, в которой каждый субъект ДВФО будут презентовать свои территории. Когда ВЭФ завершится, 5 и 6 сентября эта деревня будет открыта для всех желающих. Замечу, что со 2 сентября бухта Аякс будет закрыта для свободного посещения жителями Владивостока – из соображений безопасности. Нам важно обеспечить безопасность, комфорт гостям, чтобы они захотели приехать к нам еще раз. А вот по окончании форума посмотреть выставки сможет каждый.

Будет и большая культурная программа, причем не только для гостей ВЭФ, но и для всех горожан. Мы будем проводить концерты на набережной Спортивной гавани, на центральной площади. К тому же 2 сентября – день официального окончания Второй мировой войны, в связи с чем также пройдут праздничные мероприятия. Например, митинг во Владивостоке, концертные программы на

о. Попова, в Адмиральском сквере, в поселке Трудовое. Состоятся также встречи с ветеранами.

Не забудьте и про фестиваль V-ROX – здорово, что он становится традиционным и продолжает жить!

В театре оперы и балета выступит оркестр под руководством Валерия Гергиева, в «Фетисов-арене» состоится чемпионат мира по смешанным единоборствам. Предполагается, что и концерт, и чемпионат посетит лично Владимир Путин.

Мы планируем к этим дням открыть обновленный мемориал «Боевая слава ТОФ», парк Победы. Работы в парке продолжатся и после, мы его немного расширим, чтобы там можно было проводить районные и городские мероприятия.

– Будет ли на время проведения ВЭФ перекрываться движение во Владивостоке?

– Нет. Все мероприятия пройдут в ДВФУ, там же будут жить почти все участники. Напомню, что, когда в город приезжают высокие гости, в усиленном режиме работает ГИБДД, все неправильно припаркованные автомобили убираются с улиц очень оперативно, поэтому движение во Владивостоке становится не хуже, а лучше. Думаю, и на этот раз все будет нормально. Хотя, конечно, объективно с 1 сентября в городе всегда становится больше машин…

– Вы сказали, что планируется посещение ВЭФ президентом России?

– Да. Мы ждем Владимира Владимировича. Он посетит Китай, для которого 2 сентября – важнейшая дата, ведь именно в их стране окончилась Вторая мировая. И планируется, что после окончания пребывания в Китае президент России приедет во Владивосток для участия в ВЭФ. Это подчеркивает важность форума и показывает гостям, насколько серьезно федеральные власти относятся к представляемым на нем проектам.

Кроме того, учитывая скорое начало работы режима свободного порта, одна из задач форума – представить новые подходы, новые условия, более выгодные для инвесторов. Мы должны максимально представить Свободный порт Владивостока на ВЭФ. Так, чтобы инвесторы оценили этот статус.

Свободный порт нужен всем. И все нужны порту

– Изменилось ли что-то уже в связи с принятием режима свободного порта?

– Пока эту работу видят только специалисты, потому что идет проработка подзаконных актов. Но мы рассчитываем, что примерно через год (а по-настоящему закон о свободном порте заработает с 1 января 2016 года) все акты будут приняты и появится около 1200 резидентов – новые предприятия, новые рабочие места… По расчетам, в перспективе в городе будет создано более 500 тысяч рабочих мест в течение многих лет. В закон, кстати, еще будут вноситься дополнения, которые улучшат его, добавят Владивостоку льгот. Мы участвовали в разработке законопроекта, он в буквальном смысле шел снизу, в нем принимали участие владивостокские эксперты и специалисты. И мы рассчитываем, что он преобразит Владивосток, будет дальше развиваться, что условия, которые предоставляет Свободный порт Владивостока предпринимателям и инвесторам, будут не хуже, чем в аналогичных зонах Китая, Японии, Кореи. Я очень на это рассчитываю. Напомню: закон принят сроком на 70 лет, и это значит, что можно делать долгосрочные инвестиции. Например, окупаемость ВКАДа – около 30 лет… И всему этому – сохранности инвестиций, к примеру – дает гарантии государство.

– Какие возможности перед предпринимателями открывает свободный порт? Какие предприятия, какой бизнес нам нужен?

– Закон о свободном порте не ограничивает виды деятельности. Задача в чем? Чтобы мы привлекли инвестиции и добавленную стоимость получали на месте, не покупая товары, а производя и продавая, закрывая свои потребности и отправляя продукцию на экспорт. У нас богатая минерально-сырьевая база. Огромные возможности в области сельского хозяйства, в промышленности. А есть еще ТОРы, где государство создает льготные условия, берет на себя расходы на инфраструктуру, то есть инвестору говорят: приходи, дорогой, производи, а дорогу мы построим, воду проведем и так далее. Простой пример – «Соллерс». Сначала у нас просто велась сборка автомобилей из привезенных запчастей, а сегодня часть из них производится на месте…

Так что сфера приложения интересов может быть любая, думаю, приморские бизнесмены уже изучают закон о свободном порте и думают, какие предприятия создать…

Дороги осветили, школы подготовили

– Игорь Сергеевич, начало сентября – это не только ВЭФ, но и такой всеми любимый праздник, как День знаний. Город готов к началу учебного года?

– Разумеется. Прошла проверка школ и детских садов, комиссии приняли их. Все школы, сады, учреждения дополнительного образования готовы к приему детей. За последние годы мы построили 25 пришкольных стадионов, множество спортивных площадок, хоккейных коробок. Вся инфраструктура готова к приему 50 тысяч школьников. Все вопросы, связанные с получением путевок в детский сад, в школу, оперативно решаются, в том числе через систему МФЦ. Замечу, что прошло традиционное августовское совещание работников образования Владивостока – можно считать, что учебный год уже начался.

В этом году будут сданы еще шесть детских садов, на некоторые из них мы получаем софинансирование из бюджетов края и федерального бюджета, там есть задержки с выплатами, к сожалению, но тем не менее работа не замирает. В ближайшее время мы планируем открыть детсад на Терешковой, на Интернациональной, в других районах города. В комплексе «Орлиное гнездо-2» сам застройщик запланировал детский сад – это тоже вариант решения проблемы…

– Скажите, пожалуйста, как идут работы с освещением трассы Седанка – Патрокл?

– Заказчиком работ на трассе была администрация края. К сожалению, строители не завершили свою работу, освещение было устроено по временной схеме, затем часть элементов дорожного освещения была украдена, трасса осталась обесточенной. Мы вышли с инициативой передать дорогу в собственность муниципалитета, чтобы ее можно было спокойно чистить, приводить в порядок. А вот что касается освещения, сложностей было много, передача линий затянулась, но в итоге все же нам их передали, МУП «ВПЭС» начал работы по установке освещения, и к концу августа они будут полностью завершены. Работа выполняется качественно, уже подведен свет к 800 светильникам, ведется работа по подключению еще 400, и вся трасса будет освещаться, как и все городские дороги.

– Вы упомянули МФЦ, которые стали добрыми помощниками горожанам…

– Да, с начала работы муниципальных МФЦ услугами центров воспользовались более 100 тысяч горожан – за 10 месяцев. И мы постоянно получаем благодарности от жителей города, которые теперь справки, документы получают спокойно, без стрессов, в режиме единого окна. Мы предоставляем 90 услуг, их количество будет увеличено, чтобы все виды услуг, которые предоставляют государство, муниципалитет, были представлены и в МФЦ. До конца года мы планируем открыть МФЦ в 71-м микрорайоне.

        

Автор: Михаил НЕЩЕДРИН