И довели до слез корейцев…

Зачем в театре ТОФ артистов учат петь вживую и говорить на разных языках

5 авг. 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3781 (115) от 5 авг. 2015

Август – время театрального затишья. Актеры и режиссеры в отпусках, залы пусты. Итоги подведены, планы намечены. Но тишина эта – предвестник новых спектаклей, интересных постановок, режиссерских находок…

Театр ТОФ традиционно закрывает занавес позже других храмов Мельпомены. Но вот и здесь прошло предотпускное собрание труппы, а значит, можно поговорить о том, чем ознаменовался минувший сезон и чего ждать от грядущего.

Как «Ночь...» в театре прижилась

– Если говорить об итогах сезона, то сразу отмечу, что основным его событием я считаю «Ночь в театре», которую мы провели уже во второй раз и на более высоком уровне, чем год назад, – рассказывает главный режиссер театра ТОФ Станислав Мальцев. – А главное, почувствовали интерес и жителей города, и коллег к этой акции. Кроме того, все три премьеры, которые мы показали в рамках «Ночи…»: «Здесь живет Нина», «Чешское фото» и «Свадебное происшествие» – вошли в репертуар театра, и это очень важно.

Кроме того, в завершившемся сезоне мы поставили детский мюзикл «Приключения Маши и Вити», и это тоже своего рода прорыв. Ведь наши актеры впервые пели вживую и справились с этим профессиональным и психологическим испытанием очень достойно.

К сожалению, по разным причинам нам не удалось съездить на фестиваль «Золотой витязь», куда мы были приглашены со спектаклем «Небылица». Но я надеюсь, что поездка на фестиваль военных театров, который посвящен 70-летию Победы и пройдет в Москве на сцене театра российской армии в ноябре, будет не менее интересной. Мы повезем спектакль «Сашка».

Также в прошедшем сезоне мы не раз возвращали на сцену спектакли, к примеру, «Квадратура круга». Почему? Ответ прост. Есть несколько спектаклей, которые настолько любимы зрителями, что, как бы мы ни хотели, вывести их из репертуара невозможно. Зрители просят – хотят их видеть.

На какое-то время мы снимаем спектакли с Татьяной Зарютой в главной роли, потому что она ушла в творческий отпуск, но, уверен, когда она вернется, мы их тоже вернем. Как возвращали ту же «Квадратуру…», «Огни Парижа», в которые просто вводили молодых актеров.

Пришли. И рыдали

– Мне приятно говорить о завершившемся сезоне, поскольку он принес много приятных сюрпризов мне как режиссеру, – продолжает Станислав. – Не так давно на сцене театра имени Комиссаржевской в Уссурийске я поставил спектакль «Саня, Ваня, с ними Римас» по пьесе Владимира Гуркина. На премьере его посмотрел продюсер из Южной Кореи и пригласил показать постановку на Международном театральном фестивале, который в этом году проходит в городе Ульсане (каждый год фестиваль принимают разные города Республики Корея).

Спектакль в Ульсане шел 6 июня, это день поминовения всех погибших на войне и во время репрессий в Корее. Зал рыдал. Рыдал! Ведь пьеса Гуркина очень личная, она рассказывает об истории семьи, живущей в маленькой уральской деревушке, по сути, семьи самого Гуркина. Первый акт – начало 1941 года, второй – через четыре года после войны. То, как и что война сделала с людьми, показано очень ярко, в пьесе есть и трагизм, и юмор, она прекрасна. Продюсер волновался, как примут спектакль корейские зрители, ведь в этой стране публика не привыкла к двухактным постановкам. Мы тоже волновались: придут ли после антракта, поймут ли происходящее, ведь пьеса шла с субтитрами на заднике… Пришли! В итоге спектакль получил Гран-при.

Тот самый Шварц

– Что касается планов на новый сезон, уже сегодня мы думаем о будущей «Ночи в театре». Она традиционно пройдет накануне Дня театра и, скорее всего, превратится в… «Сутки в театре». То есть будут представлены дневная и вечерняя программы, – объясняет Станислав Мальцев. – К такой идее мы пришли, когда попробовали на прошедшей «Ночи…» принять в качестве гостей театр кукол. Это очень понравилось зрителям, многие жалели, что показ идет вечером, что спектакль не видят дети… Вот так и родилась мысль приобщать к театру детей, показывать спектакли в рамках «Ночи…», но днем детский репертуар, а вечером – уже программу для взрослых.

Следующая «Ночь в театре» будет тематической. Как известно, в 2016-м исполняется 120 лет со дня рождения Евгения Шварца. И поскольку это очень театральный драматург, его пьесы для детей и взрослых просто прекрасны, мы решили посвятить акцию ему. В программе будут постановки по пьесам Евгения Шварца, а также по пьесам драматургов, близких ему по духу, например, Григория Горина.

Надеюсь, что в будущей «Ночи…» примут участие не только театры из Владивостока, но и из Уссурийска – Восточного военного округа и имени Комиссаржевской. Собственно, в театре имени Комиссаржевской уже состоялась премьера спектакля «Тиль Уленшпигель» по пьесе Григория Горина, в каком-то смысле это подготовка к будущим событиям.

Мы же покажем на этом фестивале спектакль «Обыкновенное чудо», премьера которого состоится на нашей сцене ближе к Новому году. Разумеется, это будет совершенно оригинальный спектакль, не повторяющий знаменитый фильм Марка Захарова. Он даже будет спорить в чем-то с фильмом. А в качестве музыкальной основы мы взяли произведения Альфреда Шнитке.

Надеюсь, что для зрителей это станет настоящим открытием «Обыкновенного чуда», ведь в сценарий фильма многое из текста пьесы не вошло. и когда Марк Захаров снимал его, не были еще опубликованы дневники Шварца. А сегодня они доступны. Когда я их читал, то понимал каждую тему, затронутую в пьесе, гораздо объемнее, ярче.

«Обыкновенное чудо» Евгений Шварц писал десять лет, он посвятил произведение своей жене. Все перипетии его жизни, судьбы проглядывают в тексте через описание разных пар. И конечно, «Обыкновенное чудо» можно было бы назвать «Любовь». Это пьеса о вечном, прекрасном и в то же время обыденном, которое всегда рядом с нами.

Для нас это во многом неожиданный материал. Сказку для взрослых мы очень давно не ставили, это тот жанр, когда в иносказательной форме можно поговорить со зрителями, даже взрослыми, об очень важных вещах: любви, жизни и смерти… Именно эти серьезные вопросы волновали Шварца, и на них он ответил в полусерьезной пьесе «Обыкновенное чудо».

Волшебника у нас играет Сергей Кашуцкий, его жену – Екатерина Колесникова, Короля – Максим Клушин, Министра-администратора – Денис Фить, Первого министра – Кирилл Денисовец, Принцессу – Татьяна Иванашко, Медведя – Сергей Лисинчук, Трактирщика – Сергей Гончаров, Эмилию – Юлиана Белаш и Наталья Молодчикова, Охотника – Роман Колотухин, вернувшийся, чему мы очень рады, в труппу. Вообще, в спектакле заняты все актеры театра.

Стоячая вода никому не нужна

– Конечно, «Обыкновенное чудо» будет не единственной премьерой на сцене театра ТОФ, – продолжает рассказ Станислав. – К Новому году мы поставим детскую сказку, вполне вероятно, что это тоже будет пьеса Шварца. Затем – «Ночь в театре», а далее мы начнем лабораторный период, будем искать и пробовать современную драматургию. Я уже не первый год ищу, но пока безуспешно, современную пьесу, посвященную ВМФ. Надежда меня не покидает, но даже когда проводился конкурс подобных пьес, ничего достойного не появилось. Вероятно, тема почему-то не вдохновляет современных драматургов.

Также я намерен приглашать для работы с актерами и Павла Макарова, и Алексея Похресного, и других молодых режиссеров, поскольку твердо уверен, что это полезно и для актеров, и для труппы. Чем больше актер работает с разными режиссерами, с разной драматургией, тем больше он приобретает красок, становится гибким, готовым к экспериментам. Мне вполне достаточно одной-двух постановок в сезон, а артисты должны уметь говорить на разных языках. Обосабливаться и строить нечто только свое – значит обрекать себя на стоячую воду… Нет, только творческое общение, только разнообразие!

Кстати, с 6 по 10 сентября в Хабаровске Союз театральных деятелей России будет проводить театральную школу для артистов, режиссеров, директоров театров ДВФО. Из Москвы приедут специалисты очень разных профилей, которые проведут курсы не только для артистов, но и для заведующих постановочной частью, театральных художников. Это будет интенсивная работа, очень полезная. Мы формируем группу, которая примет участие в этом мероприятии, уверен, оно хорошо встряхнет труппу и театральную жизнь в регионе.

Очень важный юбилей

– В октябре исполнится 20 лет с того момента, как театр ТОФ вернулся во Владивосток из Совгавани и весь четвертый курс театрального факультета института искусств (курс Александра Запорожца) составил костяк новой труппы. А я сделал первые постановки… Это важная, значимая дата, – подчеркивает Станислав Мальцев. – Артисты, которые все эти двадцать лет были стоически преданы театру (а времена бывали очень сложные, думаю, вы помните, что театр стоял на грани уничтожения), заслуживают и уважения, и признания.

И сегодня можно говорить о том, что мы нашли своего зрителя, свое лицо. Приятно, когда зрители (да не обидятся на меня коллеги из других театров!) говорят: самые лучшие актеры – в театре Мальцева! Это значит, что в театре есть сыгранный ансамбль, костяк, что мы держим марку и впредь постараемся ее не уронить.

Меня радует, что к нам на спектакли ходят молодые люди, что выросло целое поколение наших – именно наших – зрителей. И что Павел Макаров, молодой режиссер, поставивший у нас спектакль «Здесь живет Нина», сказал: я пошел в профессию после того, как посмотрел у вас в театре спектакль «Царь Федор Иоаннович». Это говорит о преемственности традиций, верно?

   

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ