Хеллоуин отдыхает

Фестиваль традиционных ремесел «Братчина» напомнил приморцам, как важно жить дружно

5 авг. 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3781 (115) от 5 авг. 2015

Стоять в очереди мальчишкам было очень трудно. Они хмурились, топтались, вздыхали. Но на предложение родителей: «Может, пока пойдем посмотрим, что тут еще есть интересного» уверенно отвечали отказом.

И правда, что может быть интереснее того, чтобы самому, своими руками ударить тяжелым молотком по раскаленному, только что из кузнечной печи металлу и сделать на память пусть большой и корявый, но свой гвоздь? Вот и толпилась очередь из пацанов к кузнецу Николаю Кагановскому и его товарищам, устроившим свою кузню на поляне интерактивной мастерской-музея среди других мастерских на фестивале «Братчина».

Босоногие и веселые

Право же, там было чем заняться и на что взглянуть! И даже чем угоститься. На поляне интерактивной мастерской-музея «Жар-птица» под шатрами ткали полотно и создавали глиняную посуду. Наливали сбитень и от души кормили варениками. Раскрывали секреты росписи пряников и декупажа. Пели и плясали…

Фестиваль народных обрядов, традиций и ремесел «Братчина», что прошел в городе Фокино уже в четвертый раз, давно перерос и городской, и районный масштаб. В этом году сюда приехали более 30 мастеров: кузнецы, ткачи, гончары, столяры, специалисты декоративно-прикладного искусства, а также сотрудники музеев и десять вокальных коллективов. «Братчина» собрала представителей разных диаспор, живущих в Приморье, людей, понимающих, что такое традиции, насколько они важны и как много значат для каждого.

– Фестиваль создан для поддержки и возрождения почти забытых у нас славянских, и не только, традиций, – рассказывает один из его организаторов Мария Зварыч, директор музея украинской культуры и быта «Украинская хата» (город Фокино). – Вот простой пример. Все, даже дети, знают, что такое Хеллоуин. А кто, особенно дети, сможет рассказать, что за праздники такие – Вечерницы, Кузьминки, Покров, Сретение, Иван Купала, Никита Гусятник? Это очень печально.

– Потому и приглашаем мы на «Братчину», – поддерживает разговор Наталья Христенко, организатор фестиваля и директор «Жар-птицы», – тех, кто понял, что традиции, знание истории – это наши корни, что без них жить невозможно, что основа силы нашей страны – в знании наших корней, в гордости за наше прошлое. Славянская культура богата и интересна, и убедиться в этом можно на нашем фестивале.

Веселый балалаечник Василий Данилевский бродил по поляне «Жар-птицы» босиком и наигрывал заводные мелодии. Кто-то тут же бросался подпевать частушки. Ближе к середине праздничных мероприятий Василий сменил балалайку на куклу: вместе с коллегами из этнокультурного сообщества «Восточные лета» он показал на «Братчине» самое настоящее представление с Петрушкой. С тем самым, что в прежние века развлекал наших предков на ярмарках. Причем тексты для своих представлений Василий берет подлинные, записанные собирателями фольклора.

Рыба в молоке

– Подходите, подходите, пробуйте супчик, – зазывала народ Наталья Полякова, сотрудник музея истории города Большой Камень, и щедро наливала желающим молочного супа… с рыбой.

– Это национальное эстонское блюдо, – объясняет Наталья. – Большой Камень, как известно, основали переселенцы из Эстонии. Мы в музее собрали огромный материал об их жизни в Приморье, о традициях и укладе быта. Музей даже книгу, написанную краеведом Юрием Вальтманом, выпустил, она посвящена эстонской кухне на берегах Приморья. А суп я варила как раз по рецепту из этой книги. Все очень просто! Рыбу, треску например, надо отварить десять минут, слить бульон. Рыбу прополоскать. В кастрюлю затем сложить рыбу, картофель, залить водой и варить 15 минут. Отвар слить, все снова прополоскать, залить молоком и варить еще десять минут. Посолить, положить специи и подавать с рубленой зеленью. Ведь вкусно, правда?

Правда. Было вкусно и необычно, посетители и участники «Братчины» эстонскому супу, как и вареникам, и сбитню, и имбирным пряникам, отдавали должное. Да и как не соблазниться на такую вкуснятину? Как не подпевать народным коллективам, выступавшим на сцене: еврейскому театру «Когелет», хору «Надежда», вокальному ансамблю «Казачья воля»? Как устоять перед желанием самому намолоть муки ручными жерновами или попробовать свои силы в ткачестве?

– Знаете, я убеждена, что в нас живет память предков, что мы на самом деле можем осваивать традиционные ремесла быстрее, чем думаем, – говорит Галина Воронина, руководитель центра русской культуры Петра и Февронии из поселка Врангель. – Я вот впервые прялку увидела в 2007 году. Как руководитель театра книги «Апельсин», попросила родителей юных артистов помочь: нам для сказки потребовался предмет русского народного быта. И вот принесли прялку. Взяла ее в руки – и просто душа захотела узнать, что же с нею делать и как. Стала искать информацию об искусстве ткачей, об этом ремесле, освоила прялку, потом и станок, разные техники ткачества. Удивительно, как прялка проявила во мне мои корни, стремление узнать больше и поделиться этими знаниями с окружающими. Мы собрали коллекцию предметов русского быта, потом появилась этнографическая мастерская «Ладица», она занимается реконструкцией народного женского костюма и возрождением женских народных традиционных ремесел. Теперь вот организовался центр Петра и Февронии. Но главное, все наши усилия направлены на то, чтобы возродить семейные традиции, чтобы отношения в семье между малышами и родителями, старшим поколением были тесными, глубокими. Когда в семье будет мир, любовь, лад, тогда во всей стране будет радость и процветание!

До позднего вечера пела, плясала, водила хороводы, звенела гончарным кругом, гремела кузнечным молотом «Братчина». И все здесь были вместе: русские, украинцы, казаки, евреи, эстонцы – да кого только не встретишь в нашем большом, многонациональном крае! И было весело, радостно и мирно.

      

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ