Деньги в кассу

Общественный транспорт Владивостока переходит на автоматическую систему оплаты проезда

29 июль 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3777 (111) от 29 июль 2015
88cbc0353684960776e7cf4c1bbb8f23.jpg

Пассажирские автобусы в столице Приморья предположительно до конца этого года будут оборудованы кеш-боксами. Первые такие аппараты появятся в городском транспорте в сентябре.

Копилка XXI века

Поясним: речь идет о мини-терминалах, через которые пассажиры смогут оплатить проезд и получить билеты. Поколение горожан, которым за сорок, вероятно, помнит, как продавались билеты в общественном транспорте в доперестроечную эпоху: в салонах автобусов и трамваев были установлены кассы-копилки – небольшие короба из стекла и металла. Кидаешь внутрь монетки и получаешь билет.

Модернизированные аналоги таких касс будут установлены в современных автобусах. Они будут принимать к оплате как наличные деньги (бумажные, металлические, выдавая при необходимости сдачу), так и электронные карты. Прибор автоматически будет определять количество монет, их номинал. А на мониторе, установленном на рабочем месте водителя, будет отображаться сумма, заброшенная в кеш-бокс.

Работа по переводу автобусов на автоматическую оплату проезда ведется специалистами управления транспорта администрации Владивостока и муниципального автотранспортного предприятия «ВПОПАТ-1» совместно с представителями одной из специализированных южнокорейских компаний, имеющей огромный опыт и солидную репутацию на мировом рынке пассажирских перевозок.

Надо сказать, кеш-боксы в автобусах – дело привычное для общественного транспорта не только в Южной Корее, но и в Швейцарии, Австралии и множестве других стран.

С инициативой перевести общественный транспорт Владивостока на автоматический способ расчета выступил глава города Игорь Пушкарев. Мэр поставил задачу с внедрением системы автоматического расчета полностью освободить водителей автобусов от сбора с пассажиров наличных средств в качестве платы за проезд. Водитель не должен отвлекаться на сбор денег и отсчитывание сдачи, его задача – безопасно перевозить людей.

«Дельфин» и «акулы частного извоза»

В 2012 году во Владивостоке была введена электронная система «Дельфин», позволяющая оплачивать проезд в общественном транспорте с помощью пластиковых карт. К слову, такая практика давно и широко используется во многих городах. Вот и в приморской столице автобусы – сначала муниципальные, а затем и коммерческие – были полностью оснащены валидаторами – терминалами по считыванию средств с карт. Однако, несмотря на их доступность и на широкую доступность карт (их можно купить в обычных киосках и специальных терминалах), перевести город на преимущественно безналичный расчет в общественном транспорте пока не удается.

По словам генерального директора МУП «ВПОПАТ-1» Андрея Пилипчука, система «Дельфин» дает только три процента от выручки муниципального предприятия. Предположительно у коммерческих перевозчиков процент выручки по картам еще меньше, особенно учитывая то, что водители частных транспортных компаний зачастую намеренно выводят валидаторы из строя, чтобы использовать только наличный расчет.

У зайцев нет шанса

Новая автоматическая система (помимо непосредственно терминала и монитора на приборной доске водителя автобус будет оснащен видеорегистратором, установленным на входе и фиксирующим количество пассажиров, зашедших в салон, в том числе детей) сможет вести мониторинг количества пассажиров на определенных маршрутах в различное время суток. И таким образом полностью отслеживать интенсивность пассажиропотока.

Основная же цель внедрения системы – сохранение доходов автоперевозчиков. Например, после того как в Южной Корее городские автобусы были оборудованы кеш-боксами, выручка транспортных компаний увеличилась на 30 процентов. Получается, что эти самые 30 процентов частично недоплачивались пассажирами, а частично оседали в карманах у водителей.

По подсчетам руководства МУП

«ВПОПАТ-1», наши перевозчики ожидают возвращения в бюджет предприятия не менее 20 процентов выручки. Дело в том, что уже сейчас муниципальный автопарк оборудован видеорегистраторами, фиксирующими количество пассажиров. И, к сожалению, количество перевезенных за день людей порой не соответствует дневной выручке.

К примеру, из-за того, что проезд оплачивается исключительно наличными, «ВПОПАТ-1» недосчитывается в среднем пяти миллионов рублей выручки в месяц. В день с одного автобуса теряется в среднем две тысячи рублей, а в летние месяцы на маршрутах, связывающих остров Русский с материковой частью города, потери достигают и пяти тысяч рублей.

Речь, конечно же, не идет о том, что эти деньги оседают в карманах водителей, сами пассажиры зачастую недоплачивают нужную сумму за проезд, а порой и просто «забывают» его оплатить. Подобные потери становятся возможными даже с учетом многоуровневого контроля, установленного на муниципальном транспорте.

Теперь же автоматическая система моментально сможет по количеству пассажиров и приобретенных билетов отследить реальное количество неплательщиков.

Немаловажный фактор: по словам специалистов, в среднем оплата проезда через кеш-бокс (даже с учетом возможности получения сдачи) будет занимать не более двух секунд.

Разумеется, возвращенные деньги пойдут на развитие предприятия: улучшение автопарка, усиление безопасности перевозок.

Автобусы будут оборудованы кеш-боксами как корейского, так и отечественного производства – их стоимость вне зависимости от производителя практически одинаковая.

Сейчас южнокорейские специалисты занимаются подготовкой оборудования для использования его на наших городских маршрутах. Причем на муниципальные автобусы их установят бесплатно, что позволит городской администрации сэкономить значительные средства в бюджете Владивостока. Первые, тестовые, рейсы появятся в сентябре. Изначально аппаратура будет установлена на двух автобусах на маршруте № 15. Массовая же установка новой системы ожидается уже в следующем году.

 

Автор: Лика ТКАЧЕНКО