Перерождение «Буревестника»

Во Владивостоке появился новый общеобразовательный лицей с обучением полного цикла

29 июль 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3777 (111) от 29 июль 2015
cefccad814ea0b773ad0b40aefbce0c5.jpg

Выбрать хорошую школу для своего ребенка из множества достойных – дело непростое в принципе. Выбрать достойную школу, если вы живете в пригороде, еще сложней.  Очень трудно совместить качество образования и транспортную доступность: так уж сложилось, что все сильные школы сосредоточены в основном в черте города.

Поэтому новость о том, что муниципальный интернат-лицей «Буревестник» перешел на 11-летнее обучение, не осталась незамеченной жителями пригорода, имеющими детей школьного возраста.

Удачное расположение в курортной зоне, полный шестидневный пансион, сильные педагоги – из-за всего этого интернат-лицей является предпочитаемым вариантом для владивостокских школяров и их родителей. Единственное сожаление – ограниченный возраст учеников: до недавнего времени «Буревестник» набирал только с 9-го по 11-й класс. Однако с нового учебного года политика и структура учебного заведения существенно меняется.

Как пояснила начальник отдела общего образования управления по работе с муниципальными учреждениями образования администрации Владивостока Людмила Крупина, лицей перешел на 11-летнее обучение. Изменение стало возможным за счет присоединения к «Буревестнику» школы № 3. А процесс обучения среднего звена усовершенствуется благодаря привлечению педагогов лицея.

О том, во что выльется слияние двух школ, о планах работы нового объединенного лицея «В» рассказала директор комплекса «Лицей № 3» Ольга Еремеева.

Профильный формат с младых ногтей

– Ольга Николаевна, с какими изменениями столкнутся учителя и ученики лицея в новом учебном году?

– Организационно мало что изменится. Младшее и среднее звенья будут по-прежнему обучаться в школе № 3. Старшие классы будут учиться в здании лицея. По-прежнему старшая школа будет работать в режиме пансиона. Чего ждать нового? Слияние дает уникальную возможность выстраивать образовательный процесс именно с 1-го класса. Внедрять идеи, которые реализовывались в нашем лицее, а это прежде всего идеи профильного обучения, которые на сегодняшний день очень востребованны.

Кроме того, школа № 3 сама по себе очень интересная: это одно из старейших учебных заведений Владивостока со своими традициями, со своей историей…

– Но вы планируете строить процесс обучения в новом лицее по принципу «Буревестника»?

– Мы планируем менять формат обучения, в том числе и старшего звена. Например, собираемся дать возможность своим ученикам выстраивать свой индивидуальный учебный план. В принципе, и раньше обучение в лицее строилось в формате профильного. Пройдя в 9-м классе предпрофильную подготовку, то есть определив свои предпочтения, уже в 10-м ребята выбирали физико-математический либо химико-биологический профили. И вот, представьте, приходило в химико-биологический класс 20 человек. Однако тех, кто действительно интересуется естественно-научными дисциплинами, планирует связать свою жизнь с профильными направлениями, поступив либо на биотехнологии, либо в медицинский, хорошо если окажется пять человек. Остальные 15 сидели здесь только лишь потому, что не хотели идти в физико-математический класс…

Мы же планируем выстроить обучение так, чтобы каждый ребенок мог выбирать для обучения в качестве профильных те предметы, которые ему действительно нужны. Мы планируем ту же профилизацию образования, только в малых группах. Собирается, например, парень поступать в медицинский. Для этого требуются сертификаты о сдаче ЕГЭ по русскому языку, химии и биологии. Именно эти три предмета он выбирает как профильные, а остальные будет сдавать на базовом уровне. И именно по этим предметам у него в старших классах будет усиленная подготовка.

Обучение в лицее всегда строилось по принципу школы полного дня: в первой половине идет образовательный процесс, общий для всех школ, а во второй – самоподготовка и занятия по выбору. Только выбор предметов станет богаче. Помимо выбранных профильных дисциплин будем наших школьников обучать основам проектной, исследовательской деятельности. Это необходимо, ведь на выпуске дети будут не только сдавать ЕГЭ, но и защищать индивидуальный образовательный проект.

– Собираетесь своими силами обходиться?

– Нет, конечно. Школьную базу будет давать учитель, а подготовкой тех, кто планирует связать свою профессиональную жизнь с конкретной специальностью, будут заниматься преподаватели более высокого уровня – университетского. Каким образом будем привлекать кадры? Финансово. Будем предлагать платные образовательные услуги.

– Вы полагаете, родители потянут вузовскую профессуру?

– А речь не идет о каких-то неадекватных суммах. По нашей тарифной сетке час преподавания оценивается в среднем в пределах 100 рублей. Конечно, это расценки не для вузовских преподавателей, нам придется их немного повысить, но даже после этого они будут существенно ниже тех сумм, что родители вынуждены платить репетиторам, готовя ребенка к ЕГЭ. И потом, знаете, в этом симбиозе есть свои резоны и для преподавателей. Они же занимаются довузовской подготовкой, все они хотят грамотных, подготовленных студентов. Так вот, мы им предоставляем возможность подготовить своих будущих студентов…

Что есть педагогический успех

– Можно провокационный вопрос? Традиции, история – это все замечательно. Школа № 3, возможно, хороша своим начальным образованием. Но, после того как дети заканчивают 4-й класс, родители начинают искать варианты дальнейшего обучения…

– Знаете, лицей и в прошлые годы пополнялся за счет школы № 3. Да, конечно, оценки учеников по окончании первой четверти, как правило, оказываются несколько ниже тех, что им выставляли на прежнем месте учебы. Но так ведь у нас и требования выше.

Можно было бы, конечно, набрать в 9-й класс отличников и хорошистов и уже на выпуске демонстрировать результаты. Но где здесь педагогический успех? Таких детей учить не надо – они сами учатся. Я вам больше скажу: когда у ученика в журнале одни пятерки, я нервничать начинаю. Получается, что ребенок работает не на своем уровне, значит, занижена планка его развития.

Кроме того, мы прекрасно осознаем, что дети к нам приходят с различным уровнем подготовки. Поэтому мы формируем подпрограммы для более сильных ребят и для тех, кого нужно подтягивать. Подтягиваем, и со временем ребята переходят на более сильный уровень…

И потом, и оценки, и аттестат сейчас не так важны, как результаты ЕГЭ. А в этом году у нас хорошие результаты и по физике, и по биологии, и по профильной математике, и по английскому языку. По русскому четверо ребят получили больше 90 баллов.

И я отслеживаю, как ученики добиваются таких результатов: занимаются ли они с репетиторами или им достаточно тех знаний, что дает школа. Получается, что вполне достаточно школьной подготовки. А все дело в системе, в том, как строится обучение, в дополнительных занятиях, в добросовестном ежедневном выполнении домашнего задания.

Еще качество образования показывает способность выпускника поступить в вуз на бюджетной основе. Так вот, из прошлогоднего выпуска лицея на бюджет поступило 85 процентов.

А сейчас представляете, какие перспективы открываются? Мы объединяем педагогический коллектив. Наши предметники из «Буревестника» возьмут на себя и средние классы.

Полный день учебы, зато два выходных

– Принцип полного дня будет задействован в обучении только старших классов?

– Мы планируем расширить группу продленного дня – разумеется, она будет работать (при желании родителей) для младших классов. Кроме того, у нас есть все возможности организовать аналогичную группу и для среднего звена, где будет не только самоподготовка, но и где дети смогут заниматься факультативно интересующими их предметами. Площади, кадровый состав позволяют это делать.

Более того, мы можем взять на себя подвоз детей, для этого у нас есть автобус.

Еще одно изменение нового учебного года – пятидневка, в том числе и для старших классов. За счет обучения полного дня мы можем себе ее позволить без ущерба для качества образования. За те два года, что возглавляю лицей, я поняла: шесть дней учебы (а учиться всегда тяжело – вспомните свои школьные годы) выливаются в итоге в психологическую усталость. Ребята не успевают восстановиться за единственный выходной.

И вечное волнение перед 1 сентября…

– Как мне кажется, успех школы зависит от профессионализма и амбициозности ее директора. Перед вами, по сути, стоит сложнейшая задача: из двух учебных заведений, абсолютно разноуровневых, создать единое – сильное, способное конкурировать с лучшими школами города. Это не утопия?

– Главное для управленца – понимать, куда ты ведешь коллектив, видеть, какой будет школа через три года. У меня эта картина есть. И то, что это будет непросто, я знаю.

А еще успех зависит от команды. Знаете, учительство – это особая среда. Мы учим, но сами не всегда желаем учиться. А у меня профессиональная позиция: если ты учишь, ты должен учиться всю жизнь. Мне кажется, я смогла реализовать себя в профессии – есть звание «Лучший учитель России», но по-прежнему учиться – моя насущная потребность. Ведь когда ты переживаешь час ученичества и сама учишься, ты по-другому смотришь на своих учеников. Не говоря уже о том, что встречи с профессионалами в твоем деле раздвигают твои границы, позволяет видеть шире и больше.

Конечно, учителя все разные. И я работаю с теми, которые есть. Моя же задача заключается в том, чтобы донести свои ценности до коллег так, чтобы они меня услышали, поверили мне, пошли за мной. И до сих пор мне это удавалось.

И да, я очень амбициозный человек. Я стою «на краю» педагогической деятельности: мне 50 лет. А в нашей профессии, как в театре, нужно уходить вовремя. Видите ли, можно оставаться в профессии и до 70 лет, если видишь мир глазами ребенка. А вдруг у меня не получится? Вдруг выгорю, превращусь в брюзгу, для которой все плохо? Я хочу успеть создать школу своей мечты, пока не разучилась волноваться перед 1 сентября.

 

Автор: Анжелина ШИЛАН