Читайте, завидуйте – сделано во Владивостоке
Литературному сообществу и книжной индустрии приморской столицы есть что показать
Первый книжный маркет «Сделано во Владивостоке» стал одной из самых ярких площадок, развернутых в день празднования 155-летия столицы Приморья, и привлек большое внимание жителей и гостей города. Корреспондент «В» познакомился с участниками книгомаркета поближе.
Напомним, что книжная ярмарка в подобном формате была организована муниципальным учреждением «Владивостокская централизованная библиотечная система» в содружестве с местными издательствами и прошла в Адмиральском сквере. Книгомаркет был призван раскрыть пока не очень известный широкой публике, но весьма богатый внутренний мир литературного сообщества Владивостока, представить читателям наших авторов (в том числе в процессе живого литературного действа и общения с писателями и поэтами) и издающуюся у нас книжную продукцию.
Молодые не значит неинтересные
В названии проекта «Исправляй!» (в авторском написании – «иСПР@VLяй!») зашифрована вся трехлетняя история лит-
объединения: буквы «СПР» напоминают, что когда-то оно было частью местного отделения Союза писателей России, «VL» указывает на принадлежность к Владивостоку, а символ «@» – на то, что сегодня значительная часть его работы происходит в Интернете.
Впрочем, в реальности они тоже часто устраивают сборы, а на прошедшем книжном маркете вообще украсили программу выступлений: поэты Николь Воскресная и Денис Штаев сочинили довольно мощные стихи в рамках конкурса «Интерактивная поэтическая доска».
При этом, говорят сами участники объединения, им пришлось столкнуться со всеми возможными трудностями, которые встают на пути молодого литератора к читателю, начиная с поиска средств на подготовку и публикацию текста и заканчивая резкой критикой со стороны старших, маститых товарищей. И подобная критика, уверены в литобъединении, зачастую у молодых рубит на корню желание творить.
Однако преодолеть эти трудности им все же удалось: на книжном маркете проект «Исправляй!» представлял книги авторства своих участников, а также сборник работ победителей проведенного им недавно литературного конкурса. На общем фоне представленной в тот день в Адмиральском сквере литературы эти книги немного терялись, но и цены на них были более чем демократичные – 60 – 100 рублей. Комплект из двух книг отдавали со скидкой.
И покупатели на эту продукцию нашлись.
– Мы с подругой взяли книги молодых поэтов, они нам показались любопытными, – поделилась впечатлениями посетительница ярмарки «Сделано во Владивостоке» Ольга Близнюк.
Ее спутница, Ирина Васильева, подтвердила:
– Интересно будет почитать о близких каждому темах, изложенных через призму восприятия юных талантов.
Независимый не значит незаметный
Где-то посредине между явным сам-издатом и дорогими изданиями в твердой обложке находится продукция независимого издательства niding.publ.UnLTd Константина Дмитриенко. Это книжки карманного формата, не имеющие даже международного книжного номера, зато выпускаемые с завидной регулярностью (минимум четыре раза в месяц). При этом продукция данного издательства высоко ценится местными любителями чтения: здесь можно найти произведения всех мало-мальски значимых современных поэтов, прозаиков и переводчиков из Владивостока (и не только из Владивостока, и не только ныне живущих).
Сам Константин говорит, что взятый им темп работы подразумевает постоянный поиск новых авторов. Финансирование писатели находят сами – кто-то заручается поддержкой спонсоров, кто-то обращается напрямую к читательскому сообществу (например, Иван Ахмадиев со своим двухтомником «Шишки»). Дизайн всех обложек принадлежит Константину Дмитриенко. Стоимость книг на выходе – от 200 до 300 рублей.
Всего за два года (проект начал активную работу в феврале 2013-го) издательство выпустило 68 книг 56 авторов. Многие тиражи пришлось допечатывать, некоторые из изданных книг участвовали в престижных литературных конкурсах.
Особой популярностью на прошедшем маркете пользовался сборник Александра Демина «Стихи песен». По выражению издателя, это «книга, которая должна быть у каждого, кто считает, что влюблен во Владивосток». Именно этот автор получил в прошлом году от издательства премию «Самородок» – настоящий золотой самородок (приз передали вдове Александра Демина).
При подведении итогов нынешнего года Константин Дмитриенко планирует «в нагрузку» к самородку дать еще и несколько медалей самым интересным авторам.
К слову, по итогам работы площадки «Сделано во Владивостоке» его издательство было признано самым продуктивным проектом последних лет.
Рисованные не значит детские
Еще из необычного: на книгомаркете было представлено немало комиксов (к слову, в одной из городских библиотек к концу года планируют обустроить целую полку с ними).
Как пояснил представитель магазина «Убежище 14», читатель напрасно ассоциирует комиксы с чем-то детским: на многих из них стоит возрастная маркировка «18+». Здесь можно легко найти, к примеру, книги о геноциде евреев во время Второй мировой войны (получивший Пулитцеровскую премию «Маус» Арта Шпигельмана), о жизни иранской девочки-подростка («Персеполис» Маржам Сатрапи).
Что интересно, наряду с мировыми рисованными хитами о жизни, скажем, Супермена или «Мстителей» неплохо продаются и комиксы отечественных авторов. Последнее обстоятельство позволяет надеяться на подъем этого искусства в нашей стране.
В свою очередь, «заход» в муниципальные библиотеки, уверены в «Убежище 14», позволит популяризовать подобный тип чтения среди жителей Владивостока.
Местной книге есть куда расти
Конечно, впервые устроенный книжный маркет «Сделано во Владивостоке», считает директор издательства «Рубеж» Александр Колесов, не решит всех проблем местного издательского бизнеса разом. Популяризация чтения, восстановление некогда существовавших в стране схем доставки на Дальний Восток книжной продукции, расширение масштабов местных тематических ярмарок – все это дело будущего. Но тот факт, что уже сегодня в этом направлении совместно работают специалисты муниципальной библиотечной системы, издатели и писатели Владивостока, вселяет некоторую надежду.
Пока же «Рубеж» воздействует на ситуацию собственными силами: в центре города функционирует одноименный магазин, где можно найти не только продукцию местного издательства, но и наиболее интересные издания, выпущенные в центральных регионах страны. В перспективе же Александр Колесов видит создание в приморской столице книжного магазина европейского типа, совмещающего торговлю печатной продукцией с зоной отдыха, где купленную книгу или журнал можно будет почитать за чашкой кофе.
Что касается перспектив книгомаркета «Сделано во Владивостоке», издатель предлагает в дальнейшем превратить его в большой городской праздник с привлечением заезжих гостей.
Шансы на осуществление этой идеи подтвердил и.о. директора МБУК «Владивостокская централизованная библиотечная система» Сергей Соловьев. По его словам, книжный маркет стал первой попыткой сделать большую книжную ярмарку на местном материале, которая со временем может переместиться на центральную площадь города. Практика проведения у нас литературных мероприятий показывает, что свои зрители (и довольно многочисленные) на этот праздник непременно найдутся.
Автор: Антон ВАЛЬТОН