Свободный порт станет локомотивом

Буквально через три дня после подписания федерального закона «О свободном порте Владивостока» президент России собрал членов правительства для разговора о его реальном применении на юге Приморья и практическом использовании на других прибрежных территориях Дальнего Востока.

17 июль 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3771 (105) от 17 июль 2015
23915961506fbc4190833e623ab1482b.jpg

Накануне этого расширенного заседания, 14 июля, Владимир Путин собрал в узком составе ответственных за Дальний Восток чиновников и выслушал от каждого предложения и замечания. Также нынешним летом правительство РФ утвердило шесть наиболее крупных инвестиционных проектов на тихоокеанской окраине страны – территорий опережающего развития.

Однако размах свободного порта затмевает все ТОРы, вместе взятые. В рамках порто-франко сейчас готовятся к реализации или уже находятся в разработке несколько масштабных проектов, каждый из которых выходит на международный уровень и делает привлекательным Владивосток, Приморье и Россию для ведущих мировых инвесторов. «В» и раньше рассказывал о каждом из этих проектов. Но лишь сейчас правительство России свело их под одну «крышу» для получения максимального эффекта.

Так какие же проекты объединит свободный порт? В первую очередь это создание судостроительного кластера в Большом Камне силами Роснефти и Объединенной судостроительной корпорации на базе завода «Звезда». Остальные проекты так или иначе связаны с морским транспортом и логистикой. Это строительство универсальной морской гавани «Большой порт Зарубино» с заявленной мощностью до 100 миллионов тонн груза, развитие контейнерного погрузочного терминала в Восточном порту, создание многофункциональной портовой зоны в бухте Суходол, организация мультимодального производственного логистического комплекса (Посьет) и промышленного логистического кластера (Славянка) в Хасанском районе. Сюда же вписывается и ранее заявленный транспортно-логистический центр «Сухой порт» в пригороде Артема.

Что получит Владивосток?

О возможностях, которые открываются перед Владивостоком, глава государства попросил рассказать своего полпреда в ДВФО и вице-премьера Юрия Трутнева.

«Основная цель закона о Свободном порте Владивостока – это создание условий для взрывного роста экономики самого города и всего Приморского края, – сразу же выделил Юрий Трутнев. – Предоставляемые законом льготы можно условно разделить на два блока. Прежде всего это создание условий для портовой деятельности, для повышения привлекательности захода судов: свободные таможенные зоны, упрощенный порядок получения виз, принцип «единого окна» и круглосуточная работа пунктов пропуска.

Второй блок – преференции для развития собственно экономики в Приморье: предоставление налоговых льгот по налогу на прибыль и на имущество, сниженные страховые платежи, ускоренные разрешительные процедуры и облегченный режим контрольных мероприятий. По оценкам экспертов, реализация данного проекта приведет к удвоению внутреннего регионального продукта Приморья к 2023 году. Уже сегодня во Владивостоке жители говорят, что жизнь города можно условно разделить на период до принятия закона и после».

Дальневосточные губернаторы пожелали порто-франко

На заседании федеральные министры говорили об инвестиционных проектах, которые станут инструментом для социально-экономического подъема Дальнего Востока. Если территорию опережающего развития используют для поддержки малого и среднего бизнеса, то по отношению к крупным проектам применяется механизм инфраструктурной поддержки.

На сегодняшний день таких проектов отобрано шесть (не путать с ТОРами, которых пока три). Это горно-обогатительный комплекс в Республике Саха(Якутия), строительство в морском порту Ванино транспортно-перегрузочного терминала для перевалки угля, горно-металлургический комбинат на базе Озерновского месторождения на Камчатке, Таежный горно-обогатительный комбинат в Республике Саха(Якутия) и проект золотодобычи в Селемджинском районе Амурской области.

Кроме того, на Дальнем Востоке компания «Колмар» инициировала строительство двух крупнейших в стране горно-обогатительных комбинатов – Денисовского и Инаглинского на юге Якутии, проектная мощность которых составляет 13 миллионов тонн качественного угля на экспорт в год (топливо направят в АТР через порты Приморья). Запасы с потенциалом приращения составляют до 5 миллиардов тонн угля. Для того чтобы этот проект был реализован, правительство РФ осуществляет строительство высоковольтной ЛЭП и подстанций общей стоимостью 560 миллионов рублей. При этом объем частных инвестиций составит 39,6 миллиарда рублей. Работа уже началась. Этот проект по своему масштабу не уступает упомянутым выше.

На встрече министров с президентом были высказаны просьбы губернаторов дальневосточных регионов о распространении действия закона «О Свободном порте Владивостока» на другие морские порты региона. В качестве аргументов высказывались пожелания о необходимости их реконструкции и наращивании грузопотока. Речь шла о портах Петропавловска-Камчатского, Анадыря, Певека, Магадана, Ванино. В перспективе к ним могут присоединиться Корсаков, Лазарев, Холмск, Ольга, Советская Гавань и Тикси.

Владимир Путин дал поручение проработать эти предложения в правительстве. Ответственным назначен полпред и вице-премьер Юрий Трутнев.

Автор: Николай КУТЕНКИХ