Учиться хотят все

Это письмо пришло в редакцию после выхода колонки «Слон кита или кит слона?». Оно очень доброе, искреннее. Поскольку читательница попросила не называть себя, я приведу только отрывок из письма…

14 июль 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3768 (102) от 14 июль 2015

«Я постоянная подписчица и много лет читаю газету «Владивосток» с большим удовольствием. Ваша колонка «Слон кита или кит слона» меня взволновала. Я сама из семьи староверов. И хочу рассказать, как дела с учением обстояли у нас, а было это в 20-30-х годах прошлого века.

Мы жили на очень отдаленном хуторе, самые ближайшие соседи были в трех верстах, ближе – никого. Семья у нас была большая, много детей. Так вот нас, старших, зимой возили в школу в деревню раз в неделю. Учительница задавала задание на неделю, проверяла, что мы сделали к приезду. Дома мы делали уроки под руководством отца, он был грамотным и понимал, как это важно.

У нас соблюдались строгие обычаи, мы блюли все посты, знали все молитвы.

Когда отца арестовали, а нас – мать и детей – сослали в Хабаровский край, учение мы не бросили. Годы те были очень тяжелые, и вспоминать не хочется, многое выпало на нашу долю – и смерть отца с матерью, и детдом, но замечу, что в детском доме нас определили как грамотных и к учению подготовленных.

Для чего я это говорю? А к тому, что не все староверы не хотят учиться, это во многом от людей зависит…».

Истинная правда звучит в словах этой женщины весьма почтенного возраста, которая взялась за ручку и листок, чтобы откликнуться на взволновавшую ее публикацию. Учить детей или нет, давать им возможность увидеть мир во всем его многообразии или нет, решают, конечно, только родители. И кто может точно сказать, что стоит за тем фактом, что мать и отец отказываются давать ребенку образование – религиозные убеждения или элементарная боязнь, желание, чтобы сын или дочь прошли тот же жизненный путь, что и родители, один в один: хутор, подальше от людей, от «искушений»…

Но есть только один вопрос: а если господь в этого ребенка, за которого родители решили, что учиться он не будет, вложил задатки гениального физика или химика, или инженера? Если в этой семье, где образование «не треба», родился тот, кому предназначено найти лекарство от рака? А он вместе с отцом и дедом – «как предки все делали» – по тайге за дичью бегает и землю пашет. Что тогда? Вот вопрос… И он вовсе не праздный.

В нашем обществе принято уважать религиозные убеждения и чувства. Но когда такими красивыми словами прикрывается нечто совсем другое – уважение отходит на второй план... 

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ