Кирпич? Да сколько в этом слове!

Строительный материал – свидетель и артефакт истории

9 июль 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3766 (100) от 9 июль 2015
18fecd5b3fc216534157b376f8f30b82.jpg

У выставки, что на днях открылась в Музее города, название красивое – «Владивосток в кирпичной гравировке. По следам цесаревича». И не каждый посетитель догадается, что в музейном зале его ждут… кирпичи. Да-да, самые настоящие.

Вот уж, наверное, трудно представить себе предмет, более далекий от музеев, от искусства, чем кирпич. И вдруг он стал центральной темой выставки… Почему?

– Это только кажется, что кирпич – простой строительный материал, – говорит Светлана Воронина, директор Музея города. – Если вдуматься, это и свидетель истории, и своего рода толчок к поиску разной информации: кто произвел кирпич, когда, что за люди это были, где находилась фабрика, какие здания из него строили. Это только малый круг тем, которые всплывают, если посмотреть на кирпич под другим углом зрения.

– Так и возникла идея выставки?

– К нам пришли жители Владивостока – братья Подрезовы. Несколько лет назад они стали собирать клейменные кирпичи, выпускавшиеся во Владивостоке в конце XIX – начале ХХ века. Причем стали не просто собирать, но и изучать их, находить информацию, и в итоге, можно сказать, заболели кирпичами. Им удалось собрать, на мой взгляд, уникальную коллекцию, в которой представлены экземпляры с очень редкой гравировкой.

Мало того, братья прошлись по городу, сделали фото старых кварталов, где едва ли не все здания построены из таких кирпичей, фото руин и заброшенных развалин, где те самые кирпичи под ногами в буквальном смысле валяются. Вот так и родилась идея выставки, тем более что в Музее города, должна сказать, давно уже зрела идея всерьез заняться кирпичной темой. Ведь известно: до революции в городе было немало кирпичных заводов, так что тему эту еще изучать и изучать.

В зале выставки (под стеклом) более трех десятков кирпичей разных форм, цветов и размеров. Все они клейменые и представляют более десяти производств, некогда существовавших во Владивостоке и не только. Но сама фишка выставки заключается в другом.

– Многие кирпичи, представленные здесь, – говорит Светлана Воронина, – связаны со знаковым для города событием – визитом во Владивосток в 1891 году цесаревича Николая, будущего императора Николая Второго. Оказалось, что к его приезду на местных кирпичных фабриках по спецзаказу из Санкт-Петербурга выпускали изделия с оригинальной гравировкой, посвященной этому событию.

Кроме того, на выставке представлен не только местный, но и японский кирпич. Почему? А все дело в том, что министерство обороны Российской империи именно после визита цесаревича (когда было определено будущее Владивостока как форпоста и порта, когда началось его активное развитие) стало размешать заказы на закупку кирпича и в Японии, потому что местного на строительство всех объектов просто не хватало. А японские клейменые кирпичи, по сути, произведение искусства, на них такие затейливые иероглифы! Кроме того, именно японские кирпичи представлены в разных размерах: огромные – для строительства каминов, маленькие – для облицовки и т.д.

Со своей стороны, музейщики разнообразили выставку, дополнив ее старинными архивными фотографиями. И получилась в зале натуральная машина времени: вот он, кирпич, лежит себе, а вот фотография города нашенского конца позапрошлого века – здания строятся одно за другим, кирпичик за кирпичиком. А вот современные фото: те же дома, только уже или разрушенные, или покрытые налетом времени. А кирпич все тот же! Прямо не стройматериал, а космос какой-то.

– Кроме того, – говорит Светлана Воронина, – мы проследили истории некоторых семей, которые либо производили кирпичи, либо много использовали его, – Янковских, Бринеров, Кларксонов, Старцевых… Эти истории будут рассказываться в рамках лекций, которые пройдут на выставке. И еще мы придумали мастер-класс для детей. Будем учить ребят делать кирпичи. Конечно, не из стройматериалов – по более безопасной технологии, но поверьте: в итоге получится настоящий кирпичик, на котором можно будет выцарапать свои инициалы и даже унести его домой.

А когда монтаж выставки в Музее города был уже завершен, произошло нечто удивительное. В музей зашел человек и сказал: я работаю экскаваторщиком, мы разбираем старый дом, там такие кирпичи, я хочу вам подарить… И передал уникальный кирпич японской фирмы, которого в коллекции не было. Кирпичик к кирпичику, получается.

Автор: ​Любовь БЕРЧАНСКАЯ