Вода, вода, кругом вода…

Выставку «Испарения», экспозицию которой составили более 20 уникальных снимков американского фотохудожника Джона Рэндольфа Пеппера, галерея современного искусства «Арка» и администрация города посвятили юбилею Владивостока.

2 июль 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3762 (96) от 2 июль 2015

Казалось бы, какие могут быть точки соприкосновения у американского фотографа итальянского происхождения, с его созданной в разных точках мира серией снимков, и у нашего города? А они есть!

– Выставка «Испарения» кажется мне снятой во Владивостоке, – сказала на вернисаже заместитель главы администрации города Елена Щеголева. – Есть работы, про которые можно сказать: это станция Океанская, это Шамора… Думаю, что это ощутят зрители, которые придут в зал «Арки». Все работы очень живые – не статичные, даже тот, кто впервые сталкивается с фотографией, поймет, что это выхваченный из жизни момент.

Джон Пеппер принципиально использует только пленочный фотоаппарат. Черно-белые снимки были сделаны по всему миру – от США до России. И в каждом кадре есть две обязательные вещи – человек и вода…

– Именно поэтому, – сказал Джон Пеппер, – серия и называется «Испарения». Вообще, в других своих работах я чаще фокусируюсь на лицах людей. Но в этой серии люди уходят на второй план, мир, а в данном случае мир воды, поглощает их.

– Владивосток – город у воды. Не войдут ли в серию снимки, сделанные в нашем городе?

– Я обязательно буду снимать во Владивостоке, но серия «Испарения» завершена, она выйдет в виде книги, поэтому новые снимки ее дополнять не будут. Сейчас я начинаю работу над новой серией – «Пустыни и засухи». Съемки буду вести в Азии, на Ближнем Востоке и в таком уникальном месте, как Чарские пески в Сибири.

У вас красивый, замечательный город. Он напоминает города побережья Тихого океана в США, а какие у вас прекрасные туманы! Я был чрезвычайно рад, когда узнал, что моя выставка стала своего рода подарком ко дню рождения Владивостока. История вашего города просто поражает воображение – от простого поста до мегаполиса! Я уверен, что на будущих моих выставках обязательно будут кадры, сделанные во Владивостоке.

– Вы не даете имен своим работам и не указываете на них, где это снято.

– Да, это принципиально. Мои снимки должны существовать вне времени и пространства. Это мой микрокосмос. Но я не придумывал ничего и не создавал, я просто ловлю момент и впечатляюсь им. Иногда я удачлив и мне удается поймать момент. Иногда нет.

– Долго ли вам приходится ждать этой удачи?

– Когда я выхожу на улицу с фотоаппаратом, то полностью стараюсь освободить свое сознание, свою голову. гуляю, иду, иду, не имея цели, ни с кем не разговаривая.

Я просто иду. Как буддист, я натягиваю лук – мой мозг – всеми пятью чувствами… И кадр сам находит меня – не я нахожу кадр.

– Черно-белые снимки на пленку – это тоже принцип?

– Да. Может быть, я динозавр, исчезающий вид, но люблю работать с пленкой, мне нравится процесс проявки, ретуши, люблю делать фотографии в полном смысле слова. И с помощью компьютера на них ничего не изменить, мне это важно.

Что касается черно-белого… Гамма оттенков этих цветов настолько широка, что в зависимости от того, как человек смотрит, под каким углом и освещением, он может увидеть совершенно разные цвета.

Кроме того, я пришел из того мира, где черно-белая съемка в большом почете, меня учили гении – Картье Брессон, например. Он был мастером, выдающимся, ярким.

Выставка «Испарения» будет работать во Владивостоке до конца июля, затем ее покажут во многих крупных городах России, а завершит она свое путешествие в Москве зимой будущего года. Между прочим, один из снимков (сцену из жизни маргиналов) для своей коллекции приобрел Государственный фонд фотографии РОСФОТО.

– Этот снимок, – говорит Джон Пеппер, – был сделан на границе Финляндии и России. Для меня более важно, чтобы зритель сам решал, что он видит на снимке, чем мое собственное выражение каких-то идей или мыслей. На этом снимке очень хорошо видны жесты, но что они выражают: страх, отчаяние, решимость, – решает сам зритель. Когда я снимал момент жизни, не знал, что произойдет дальше. Но это и есть моя работа: поймать миг, эту минуту, поймать случайность.

Миг из жизни, выхваченный на лету и застывший на бумаге… Право же, на это стоит взглянуть. Выставка «Испарения» в «Арке» показывает, как лаконична и в то же время полна смысла может быть фотография… Не так часто мастера уровня Джона Пеппера представляют свои работы в нашем городе…

– От имени главы города хочу сказать: нам очень приятно, что Владивосток становится площадкой, на которой с удовольствием работают мастера не только из центральных городов России, но и имеющие мировые имена, известные по всему земному шару, – сказала Елена Щеголева. – Тем самым, на наш взгляд, Владивосток становится городом открытым, привлекательным. 

 

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ