Красавец город, город дивный

И сто лет, и полвека назад Владивосток восхищал приезжих и навевал им воспоминания. О Крыме, Ялте, Киеве…

1 июль 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3761 (95) от 1 июль 2015

Коллекционер из Славянки Федор Лазаренко уже не раз был героем публикаций нашей газеты. Увлечение у него интересное – Федор собирает открытки с видами Владивостока. Уже более 20 лет. И к нынешнему, 155-му, дню рождения города специально для «В» подобрал самые-самые интересные.

– В моей коллекции разные почтовые карточки – от самых первых, изданных в конце XIX века, до открыток с изображением современного Владивостока, – рассказывает Федор Борисович. – И многие из них с посланиями. Ведь раньше почтовые открытки использовали непосредственно по назначению, так виды Владивостока летели во все уголки не только России и Советского Союза, но и за рубеж. Сейчас же чаще всего открытки, незаполненные, в первозданном виде, оседают в альбомах коллекционеров.

Берегите эту редкость

Владивосток на этих почтовых карточках интересен, красив и почти всегда узнаваем. Но не менее интересно и поразительно другое – надписи на их обороте.

Вот открытка примерно 1910 года, где запечатлен вид города с бывшего базара. На обратной стороне надпись: «...Как видите, весь город расположен на сопках по берегу моря. Город можно назвать интернациональным. Здесь вы встретите американцев, немцев, итальянцев и, конечно, не говоря о русских, китайцах и японцах. Китаянки редко показываются на улицах».

На обороте другой открытки своим родным пишет врач-ординатор: «Город дивный, приехал счастливо, устроился хорошо. Живу заброшенным на пустынном острове, где ни одной женщины; работы в госпитале много и скучать не приходится. Погода хорошая, купались с товарищами в океане... Крепость Владивосток. Русский остров. Военный госпиталь. 29.06.1912».

Вот открытка примерно того же периода, изданная Торговым домом «Кунст и Альберс», на которой изображен вид Владивостока в период его становления в 1866 году. Интересна надпись на обороте: «Дорогая мамочка, береги эту карточку – это редкость. Такой, должно быть, был раньше Владивосток».

И погрузил свое тело в океан

Интересна и открытка с изображением памятника адмиралу Невельскому. Вокруг скульптуры на постаменте виден пока еще молодой, но уже утопающий в зелени парк, вдали – море, суда. На обратной стороне этой открытки среди бытовых подробностей – неожиданная фраза: «Второй день как во Владивостоке... Город очень хороший – в миниатюре Киев... 30.06.1912 год».

Кстати, как рассказал Федор Лазаренко, не только с Киевом сравнивали Владивосток. Уже в советское время на открытке 1960 года с видом водной станции «Динамо» отправитель написал: «Эта фотография мне напоминает августовские дни в Ялте, как хорошо летом отдыхать в таких местах...».

Вот открытка 1958 года, на которой запечатлен жилой дом на улице Колхозной (ныне, как и до революции, Семеновская). И надпись на обороте: «Если бы не надпись печатная внизу, трудно было б сказать, что этот дом в зелени расположен не в Крыму, а во Владивостоке и является жилым домом...».

– В 1950 – 1970-х годах фотографы очень часто снимали главный городской пляж на набережной специально для открыток, – объясняет Федор Борисович. – Вот лишь некоторые надписи, сделанные жителями и гостями города на этих фотооткрытках:

«Любушка! Посылаю наш владивостокский пляж, на котором лично я купалась единственный раз, ибо он «дикий». Мы ездим на дачные пляжи, там лучше. Ася».

«...Погрузил свое тело в Тихий океан. 25.09.1965». «...Это городской пляж, кстати, я последний раз купалась здесь 20 сентября сего года. У нас самые жаркие месяцы август и сентябрь. Сейчас еще стоит золотая осень. 12 октября 1956 год».

Пусть завидуют!

Но, как говорится в русской пословице, в бочке меда всегда найдется ложка дегтя, и подтверждение тому мы нашли даже в этой славной «открыточной» подборке.

Вот две абсолютно одинаковые так называемые мультивидовые открытки – это когда на одной карточке размещали изображения нескольких видов. Здесь запечатлены три достопримечательности Владивостока: улица 25 Октября (ныне Алеутская, в кадре – дом, известный как «Серая лошадь»), здание железнодорожного вокзала и видовая площадка на улице Лазо, у будущего памятника морякам торгового флота, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Но что самое интересное, надписи на обороте этих двух открыток-близняшек явно родом из одного тиража представляют собой диаметрально противоположные взгляды на наш любимый город.

«Оля! Не думай, что Владивосток такой красивый город. Все хорошо только на картинках. Приедешь, увидишь. Анатолий. 15.07.1955», – гласит одна надпись.

А автор другого послания совершенно иначе смотрит и на наш город, и на саму жизнь: «Хороша Москва! Но разве плох Владивосток? Красавец город, море! Жизнь везде хороша, жить везде можно и нужно, везде столько замечательных людей, везде друзья!»

К счастью, чаще всего все же встречаются именно такие, как принято говорить сегодня, несущие позитив послания. Сколько теплых слов написано на этих открытках родным, близким, знакомым и друзьям, сколько сердечных приветов с далеких берегов Тихого океана было отправлено во все концы нашей необъятной Родины. Кто были эти отправители, кому они писали, в какие города улетали запечатленные на фото мгновения Владивостока? Сегодня уже и не узнаешь, но искренние слова этих людей очень интересны нам, потомкам…

– И несмотря на то что письма сейчас мы пишем по электронной почте, общаемся по сотовым телефонам, спешим куда-то по этой жизни, – говорит Федор Лазаренко, – давайте выберем время, зайдем в магазин, купим понравившуюся открытку с видом нашего дивного города, красавца Владивостока, черкнем пару строк и отправим своим близким и друзьям – пусть завидуют!

      

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ