Особенности национального таланта

Настоящим артистом человека делают не мечты о театре, а извилистая дорога к нему

24 июнь 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3757 (91) от 24 июнь 2015

Череда прошедших во Владивостоке дипломных спектаклей выпускников академии искусств порадовала зрителей. Талантливые актеры выходят в свет! Что, впрочем, неудивительно, ведь мастером курса у них был любимец приморской публики – народный артист России Владимир Сергияков. Человек, чье сердце отдано театру.

Свое 65-летие Владимир Сергияков отмечал в нынешнем году спокойно, без пафоса. И не потому, что стесняется возраста, а потому, что разве это возраст для человека творческого, яркого?

Как десантник в театр влюбился

– Владимир Николаевич, это правда, что вы никогда не мечтали стать артистом?

– Да я в театр впервые попал, когда служил в армии! В 21 год! Я был крестьянский мальчишка, жил в деревне под Туруханском, это почти у полярного круга. Отец – охотник, мама – учительница. Я подпаском летом работал. И даже уезжать из деревни не мечтал. Родители заставили: учись, получи образование… В итоге я то учился, то работал, отслужил в воздушно-десантных войсках. Там, в армии, впервые и побывал в театре. Наш полк дважды водили в театр, даже спектакли помню: «Трибунал» и «Однажды в новогоднюю ночь». И на меня, надо сказать, театр большого впечатления тогда не произвел. Разве что здание понравилось – красивое.

Но душа искала чего-то… Когда я увидел объявление на заборе «Организуем набор людей для работы во Владивостоке», сказал себе: «О! Это то, что надо!» Интересно было: что за Владивосток такой? Приехал. Работал на стройке. Дорос до замбригадира!

– А как же театр?

– Во Владивостоке и случился наш с ним роман. Друзья из бригады привели меня в народный театр, который в то время был одним из лучших любительских театров в Приморье. Вот тогда, уже в 25 лет, жизнь и перевернулась…

После одной из репетиций мы с друзьями пошли в институт искусств: что-то надо было попросить для спектакля. Сначала мне понравилась атмосфера тамошняя. Люди другие – вот что меня зацепило. Потом я попал на спектакль «Неравный брак», где играли два великих мастера приморской сцены: народный артист СССР Андрей Присяжнюк и народный артист РСФСР Евгений Шальников. И вот это меня потрясло! После того спектакля я и понял, что назад для меня дороги нет. И пошел учиться в институт искусств. К ужасу родителей… Впрочем, много позже они все поняли и поддержали меня.

– А когда вы поняли, что выбрали не самую благодарную профессию?

– Очень быстро. Я всегда говорю своим студентам: вы выбрали не самую простую, не самую оплачиваемую, но самую зависимую профессию в мире. И прежде чем идти в театр, подумайте, готовы ли вы к этому.

– Бывает ли так, что, встречаясь с бывшим студентом, вы узнаете, что после вуза он так и не пошел в профессию?

– Да, и довольно часто. И я почти никогда не удивляюсь. Потому что почти всегда видно с самого начала, кто – да, а кто – нет. И я радуюсь, что человек не стал обманываться, выбрал другой путь. Талант нельзя создать – он от Бога, с ним рождаются. Но большие таланты – редкость, а гениев вообще очень мало. Актер может не иметь большого таланта, но если он овладеет профессией, то будет крепким, хорошим профессионалом, а это очень важно, без таких людей театру нельзя. Если талант не будут окружать профессионалы, он зачахнет, не выдержит… Крепкий профессиональный актер, преданный своей профессии, – это очень хорошо.

Лицо в сетке вещания

– Владимир Николаевич, вы ведь на телевидении много работаете. Это часть вашей жизни или просто приработок?

– Часть жизни. И довольно большая. Все началось достаточно давно. Первой программой была «Охота и рыбалка», в ней я чувствовал себя как рыба в воде, потому что говорил о своих увлечениях – охоте и рыбалке. Это мое хобби и мой отдых.

Затем появились «Особенности национального ремонта». Мне предложили вести эту программу от безысходности в некотором смысле. Сначала они взяли хорошего ведущего, но, как оказалось, не умеющего работать руками. А вся программа была придумана с расчетом на работу руками. Если говорит ведущий о кладке кафеля, значит, в кадре он кладет кафель, и так далее. Вот тут мое строительное прошлое ох как пригодилось: я ведь могу и печку сложить, и обои поклеить, и кафель положить…

Затем меня позвали в программу «Квадратные метры», где мы стали говорить уже не о ремонте своими руками, а о проблемах ЖКХ в целом. Эта программа социальная и в то же время образовательная. Мы многого не знаем о том, как и что работает в сфере ЖКХ. А знать нужно, чтобы уметь защитить свои права, чтобы понимать, за что мы должны платить, а за что нет.

Ну а моя любовь к еде и умение готовить пригодились, когда возникло кулинарное шоу «Отведай!». Я даже спросил у руководства канала, не многовато ли меня в сетке вещания, но им нравится.

– Вам пригодилось на телевидении умение актера?

– Хм… В каждой программе требуется свое. В «Охоте и рыбалке» требовалось быть искренним, актерские навыки там были не нужны. В кулинарной программе мне необходимо раскрепостить гостя в студии, разговорить, причем настолько, чтобы он забыл, что стоят четыре камеры и кругом полно народу. Вот тут моя болтливость, словоохотливость, актерские навыки очень кстати…

– А гости программы удивляются, увидев вас?

– Бывает. Ну, пожимаю плечами и говорю: да, я артист. Придется вам сегодня с артистом поработать.

Авантюры – это не страшно

– Вы для своего выпуска в академии искусств поставили как режиссер спектакль «8 любящих женщин». И на сцене театра тоже начали репетиции как режиссер. Спектакль «На этом месте в тот же час», верно?

– Это русская версия знаменитой пьесы Бернарда Слейда «В то же время в будущем году». Она рассказывает историю любви мужчины и женщины, которые повстречались случайно в загородном отеле. У каждого есть семья. Казалось бы, банальный курортный роман, но… Не желая разрушать свои семьи, но не в силах расстаться, герои заключают соглашение: встречаться на том же курорте каждый год. Так начинается роман длиною в четверть века. Они приезжают сюда всего один раз в год, никогда не звонят друг другу и не переписываются…

Меня в этой постановке привлекает то, что это очень человеческая и очень интересная история.

Этот спектакль уже шел на малой сцене нашего театра несколько лет назад. Теперь главный режиссер Ефим Звеняцкий решил перенести его на большую сцену, меня пригласил как режиссера, сам же он выступит в роли постановщика. Это будет работа в тандеме. Мы с Ефимом Семеновичем уже работали так – над спектаклями «Пять вечеров», «Эшелон», «Мою жену зовут Морис».

Здесь мы придумали ход: герой у нас будет один, а вот героиню в разном возрасте будут играть разные актрисы. Еще кое-что придумали, чтобы сделать пьесу, рассчитанную на малую сцену, уютной на сцене большой.

– Вам легко дается роль режиссера?

– Я бы все же сказал – второго режиссера, потому что я всегда чувствую поддержку, плечо Ефима Семеновича. Я работаю с актерами, разминаю материал, готовлю молодых актеров. И да, мне интересно… Конечно, мне проще сыграть так, как я вижу, чем объяснять. Но это не совсем правильно. Профессии актера и режиссера совершенно разные. Когда я работаю с артистами, я опираюсь на свой опыт, но все же стараюсь говорить, а не показывать. Опыта за мои 65 лет накопилось много, надо его передавать. И передавать правильно. В академии искусств, в театре.

– Вы себя ощущаете на 65?

– Да даже когда мне будет 98, я буду все равно говорить, что не ощущаю этих лет! Нет, я чувствую, что изменилось мое отношение к каким-то вещам, опыт… Шлейф жизни, наверное. Но это хорошо.

– Не так давно на вашем курсе в академии молодой режиссер Павел Макаров поставил спектакль «Молоток», очень необычный, современный…

– Да. Для меня это была сначала авантюра, когда Павел пришел и попросил дать ему поработать со студентами. Когда я шел на сдачу спектакля, то боялся, честно. Не люблю театр абсурда, не люблю изыск ради изыска, чернухи. И я думал: ну если совсем все плохо, как же мне тактично сказать Павлу, что спектакль не выпустим? А когда посмотрел… Это же прекрасно! Сильная, яркая постановка. Да, это не традиционный театр, к которому я привык, но – театр. И я бы, скажу правду, с удовольствием в такой постановке, у такого режиссера сыграл. Позвал бы – сыграл. Какие наши годы!

    

Автор: ​Любовь БЕРЧАНСКАЯ