Библия обреченных

Жители Приморья даже не догадываются, что их фамилии в «списке приговоренных к ограблению». А возможно, и к смерти

24 июнь 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3757 (91) от 24 июнь 2015

Окончание. Начало в номерах за 10 и 17 июня

Напомним содержание предыдущих материалов. Преступная группа, возглавляемая 45-летним Анатолием Завьяловым по кличке Толян Ростовский, грабила и убивала жителей краевого центра. Выбирая очередную жертву, преступники руководствовались списком «состоятельных», как они полагали, граждан, который бандиты составили, отбывая наказание в колонии. Имена обреченных людей, даже не подозревавших, что они стали предметом разговора осужденных, Завьялов записывал между строк карманной Библии.

– Вы зарабатываете деньги и живете в достатке. Поэтому должны делиться. Вот такая канитель, – наставлял свою жертву убийца

Попытка ограбить квартиру руководителя одного из железнодорожных предприятий не удалась, но были убиты заместитель начальника пассажирского вагонного депо Владимир Суров и его гражданская супруга Светлана Шаповалова. Иван Карлов и Антон Дударев в «списках не значились» – их убили «между делом».

В основе публикации материалы уголовного дела № 413703. Имена и фамилии некоторых персонажей изменены.

Хотели только напугать

Деньги, полученные за сданные в ломбард ювелирные изделия Светланы Шаповаловой, быстро закончились. И Завьялов стал замышлять новое разбойное нападение. Однажды, в середине сентября 2013 года, в одном из продуктовых магазинов в поселке АртемГРЭС он случайно увидел, как хозяин торговой точки, кореец по национальности, забирал выручку. Пакет с деньгами был внушительный, и Завьялов мгновенно принял решение…

За двухэтажным кирпичным коттеджем в Артеме, огороженным забором из металлического профиля, и его хозяевами бандиты следили несколько дней. Установили, что сам владелец магазина и его жена живут в одноэтажном доме, расположенном на этом же участке. А в коттедже жила их дочь с мужем, русским по национальности. Завьялов и Павленко в светлое время суток следили за особняком и его жильцами из машины, ночью подходили к нему пешком, подыскивая место, откуда можно было незаметно проникнуть на территорию частного домовладения. Удобный проход через двухметровое ограждение нашли на участке соседнего строящегося дома: около забора, будто специально для грабителей, возвышались куча грунта и бетонные плиты – лезь не хочу.

Перед нападением на коттедж бандиты изготовили из детских колготок маски с прорезями для глаз, купили хлопчатобумажные перчатки, чтобы не оставлять отпечатков. Как всегда, на разбой они взяли рулон скотча, наручники, обрез охотничьего ружья с тремя патронами, ножи и еще топор, который Павленко всегда возил в своей машине (топор он забудет на месте преступления. – Прим. авт.)

Из показаний подозреваемого Павленко Д.А.:

– В ночь с 24 на 25 октября 2013 года мы оставили машину в районе рынка, неподалеку от центральной площади города Артема. И к трем часам ночи дошли пешком до дома корейца. Пройдя по бетонным плитам через забор соседнего пустого дома, попали на территорию коттеджа хозяина магазина. Мы не планировали кого-то убивать. Мы только хотели напугать хозяев и забрать деньги.

Из показаний подозреваемого Завьялова А.В.:

– Сначала мы подошли к маленькому дому. В замке его двери, снаружи, торчал ключ. Я открыл дверь, и мы вошли. Оказалось, что это тоже двухэтажный коттедж, только небольшой. Я услышал, как наверху закашлял мужчина. Павленко сразу стал ходить по дому и что-то искать. Я увидел, что на первом этаже в комнате спят пожилая женщина и ребенок, девочка. Я сказал Павленко, что надо уходить, пока хозяева не проснулись. И в это момент женщина стала подниматься с кровати…

Это было роковое стечение обстоятельств. Попытайся бандиты бежать, хозяйка дома их бы заметила. И тогда шум был бы неизбежен. А это уже провал, после которого на территорию коттеджа они больше не попадут. Завьялов это прекрасно понимал. Счет шел на доли секунды. У преступников было два пути: либо убрать неожиданную помеху, то есть убить, и уйти по-тихому, пока остальные обитатели дома спят, либо попытаться затаиться.

Из показаний подозреваемого Завьялова А.В.:

– Мы присели у входной двери, женщина прошла мимо нас в туалет, буквально в метре. Я чувствовал ее дыхание, но она нас не заметила. Мы дождались, когда она вернется и ляжет спать, после чего вышли из дома, закрыв дверь на ключ. Потом мы пошли к задней двери большого двухэтажного коттеджа, которая оказалось открытой.

Убийство для них – норма

На первом этаже людей не было, и грабители спокойно прошлись по дому, но копаться в шкафах не стали. Поднялись на второй этаж. Павленко сразу же стал осматриваться в поисках добычи. Главарь банды приоткрыл дверь в спальню, где приглушенно горел верхний свет. На кровати спали мужчина, женщина и грудной ребенок. Мужчина спал ближе к двери, и у него из-под одеяла была высунута левая рука.

Бандиты вошли в комнату. Завьялов кивнул подельнику: «давай» и приставил обрез к виску спящего хозяина коттеджа. Павленко попытался защелкнуть наручники на запястьях мужчины, но не получилось – успел застегнуть «браслет» только на левой руке. Мужчина проснулся, резко вскочил и выбил обрез из рук грабителя. От удара ствол самопроизвольно выстрелил, отдача отбросила его на пол. Пуля застряла в стене, никого не задев. От выстрела женщина и ребенок проснулись: женщина закричала, младенец заплакал.

Между Павленко и хозяином коттеджа завязалась драка.

– Я ударил мужчину по голове обухом топора один или два раза, я не помню, после чего он упал лицом вверх, но примерно через 10 секунд быстро поднялся, – признался на следствии Павленко.

Пока шла потасовка, Завьялов поднял обрез, вышел в коридор и перезарядил оружие. Пустой патрон он положил в карман толстовки: оставлять улики было не в его правилах. Вернувшись в спальню, приказал женщине успокоить ребенка и встал в дверном проеме, чтобы никого не выпускать из комнаты. Между тем хозяин дома попытался вырваться из плена: наклонив голову вперед, он пошел на Завьялова. И получил пулю в макушку, практически в упор.

Из показаний потерпевшей Кречетовой Е.К.:

– Я проснулась от шума в комнате. Когда открыла глаза, то увидела своего супруга. Рядом с ним стоял неизвестный парень невысокого роста (Павленко. – Прим. авт.). На голове у него была маска черного цвета с прорезями для глаз, которая закрывала его лицо. Также в комнате я увидела еще одного неизвестного мне парня высокого роста (Завьялова. – Прим. авт.). На его голове тоже была маска с прорезями для глаз и в районе рта. Он смотрел в мою сторону, я сильно испугалась за свою жизнь и за жизнь своего ребенка. Я почему-то сразу поняла, что в дом ворвались бандиты и они хотят нас ограбить. Я взяла ребенка на руки, и в этот момент высокий парень сделал один шаг в сторону супруга, после чего я услышала выстрел. Я видела огонь и догадалась, что стреляли в мужа. Во время выстрела парни вели себя спокойно. По их поведению было видно, что ранее они уже кого-то убивали. И для них это в норме. Перед тем как выйти из комнаты, высокий парень схватил с пола палас и кинул его на тело супруга. Я поняла, что моего мужа застрелили…

Забегая вперед, скажем, что после задержания бандиты узнали, что убитый ими мужчина, Кречетов Дмитрий Александрович, практически не имел отношения к бизнесу своего тестя.

Должны платить за спокойствие

На первом этаже, в гостиной, Завьялов потребовал от женщины деньги, не называя при этом сумму.

– Не отдашь деньги, убью твоих родителей. Вот такая канитель, – пригрозил бандит. («Вот такая канитель» – любимая присказка Толика Ростовского, которой он завершал практически все свои спичи. – Прим. авт.)

– У меня в кошельке только пять тысяч рублей. Еще есть немного денег в конверте в сумке. Заберите золотые украшения, они в шкатулке на полочке в спальне, – ответила перепуганная женщина, прижимая к себе грудничка.

– А где выручка, которую отец сегодня забрал из магазина? – продолжал допытываться Завьялов.

– Мы не храним дома наличные, все деньги в обороте.

– Слушай внимательно: твой мужик задолжал мне три миллиона рублей. Я приходил к нему за долгом, но он пригрозил мне полицией. И вот теперь его нет. Но через полгода я снова приду за деньгами. Даже если ты куда-нибудь уедешь, я тебя все равно найду. Вот такая канитель.

– За что муж должен вам такую сумму?

– Много будешь знать, ляжешь рядом с ним.

После задержания Завьялов признается, что специально сказал жене убитого про несуществующий долг. Чтобы направить следствие по ложному следу.

Потом грабитель пустился в рассуждения о том, что у него тоже есть дети, что им хочется вкусно есть и жить в таком же большом и красивом доме.

– А у вас есть магазины, вы зарабатываете деньги и живете в достатке. Поэтому должны делиться и платить за спокойную жизнь. Вот такая канитель, – подвел черту под разговором «за жизнь» главарь банды.

…Преступники не стали убивать Екатерину Кречетову. Приказали ей не выходить из дома в течение 40 минут, пока они «работают» во дворе. Что они имели в виду, женщина не поняла. Но, как только бандиты ушли, она подхватила ребенка и выбежала из дома через заднюю дверь. «Скорую помощь» и полицию вызвал ее отец.

Помимо наличных денег в сумме 11 тысяч 500 рублей и ювелирных украшений, в доме Кречетова бандиты забрали две бутылки коньяка, травматический пистолет «Стражник», два охотничьих ножа, два охотничьих ружья и патроны 12-го калибра, которые пополнили их арсенал. В дальнейшем Завьялов и Павленко планировали использовать оружие во время грабежей.

Через день после убийства Кречетова Павленко поехал в поселок Кавалерово, где сдал в скупку награбленные ювелирные изделия на общую сумму около 26 тысяч рублей. Своему пахану он отдал только 7 тысяч.

Установили и задержали

Между тем полиция не сидела сложа руки. Прежде всего был проведен анализ разбойных нападений на территории Приморья, совершенных за последние два года с применением огнестрельного оружия. К поиску преступников были привлечены все службы краевого УМВД. В ходе глобальной работы полицейские установили два преступления, схожие по способу совершения, – убийства Владимира Сурова и Светланы Шаповаловой, а также Дмитрия Кречетова. И тут свое слово сказал господин случай.

Из оперативной информации, поступившей 1 ноября 2013 года в УМВД России по Приморскому краю, стало известно: некий гражданин Павленко Д.А., освободившись из мест лишения свободы, «вынашивает планы на совершение разбойных нападений с применением огнестрельного оружия». Источник сообщал, что Павленко поддерживает тесные связи с мужчиной по имени Анатолий, который пользуется мобильным телефоном с таким-то номером. По мнению источника, «данные граждане причастны к совершению разбойных нападений с применением огнестрельного оружия».

– В ходе технических мероприятий мы выяснили имена и фамилии подозреваемых, их средства связи, получили детализацию их телефонных разговоров. Было установлено, что Завьялов и Павленко следили за хозяевами коттеджей накануне планируемых преступлений. А в дни нападений отключали телефоны, создавая тишину эфира. Также установили, что преступники готовятся к разбойному нападению на еще одного жителя Артема, тоже проживающего в коттедже. Гражданин занимается строительным бизнесом, – рассказал «В» начальник отдела по борьбе с преступлениями против личности УМВД России по Приморскому краю подполковник полиции Дмитрий Мун.

7 ноября 2013 года Павленко и Завьялов были задержаны.

Никто за язык не тянул

«Дело банды Завьялова» войдет в анналы криминальной истории Приморья из-за своей жестокости и бессмысленности. За короткий отрезок времени, с 20 июля по 25 октября 2013 года, бандиты убили пять человек. И все эти преступления изначально были «темными». Напомним, что Завьялов и Павленко мечтали «заработать» грабежами пять миллионов рублей и открыть в Артеме оптовый магазин по торговле спиртным.

Как рассказал «В» старший следователь первого отдела по расследованию особо важных дел Следственного управления СКР по Приморскому краю Игорь Ковалев, «все преступления они совершали осторожно, хладнокровно, без каких-то эмоций и сожаления, тщательно заметая за собой следы».

– Единственно, кого они пожалели, так это супругу Кречетова, потому что у нее на руках был грудной младенец. Хотя впоследствии она могла их опознать. Почему это произошло, можно только догадываться. Возможно, в них действительно осталось что-то человеческое. Иначе они убрали бы ее как лишнего свидетеля. Как убрали Шаповалову – свидетеля убийства Сурова, – говорит Игорь Ковалев.

Вдова Дмитрия Кречетова, хотя и не видела лиц людей, ворвавшихся в ее дом в ту страшную ночь, хорошо запомнила голос Завьялова. Это он убеждал ее в существовании мифического долга мужа. На следствии женщина скажет, что все время ждала возможности еще раз услышать этот голос. И эта возможность была ей предоставлена во время судебного заседания. Помимо нее, Завьялова опознали сослуживцы Сурова и Шаповаловой, они видели его, когда бандит приходил в депо якобы в поисках работы.

…Об убийстве Ивана Карлова и Антона Дударева преступники «вспомнили» на третий день после задержания. При этом никто их за язык не тянул. По словам Игоря Ковалева, на допросах Завьялов как на духу рассказывал о совершенных преступлениях, но без тени сожаления о содеянном злодеянии. Он был сдержан и корректен, на вопросы отвечал четко, лаконично, последовательно, без лишних раздумий и эмоций. Как будто заранее готовился к встрече со следователем. Видимо, надеялся, что сотрудничество со следствием облегчит его участь. Точно так же давал признательные показания и его подельник.

Вот такая канитель…

Когда следствие уже приближалось к завершению, произошло неожиданное: 6 июля 2014 года в камере СИЗО № 1 повесился Даниил Павленко. Скорее всего, осознал, что слишком много натворил и наказание ему светит суровое. Ведь это он застрелил Владимира Сурова и вместе с Завьяловым задушил Светлану Шаповалову. С такими грехами ему никогда не выйти на волю, где у него остались жена и маленький ребенок. Смысл жизни для него был потерян.

Перед тем как наложить на себя руки, Павленко оставил предсмертную записку, в которой прощался с родными, указал, где спрятал награбленные ценности. И еще просил мать разобраться с ее жилплощадью. Как утверждал Завьялов, подельник на зоне проиграл ему в карты 1 млн 800 тысяч рублей. А карточный долг – это святое. Поэтому Толян Ростовский претендовал на квартиру матери своего дружка. Так это или нет, уже невозможно установить.

Кстати, после суицида Павленко у Завьялова случился нервный срыв. На одном из финальных допросов он вдруг закатил истерику. Стал стучать кулаками по столу и кричать, что никого не убивал, что якобы все трупы на совести его подельника, который (по словам Завьялова) и был главарем банды.

Интересно, что Толян Ростовский сначала не поверил в самоубийство «слабохарактерного» и «ведомого» Павленко. Хотя об этом ЧП знали все обитатели СИЗО № 1. Он решил, что вывод подельника из дела – «ментовская подстава», чтобы повесить на него нераскрытые преступления.

– Когда Завьялов осознал, что наказание неотвратимо и, вероятнее всего, ему грозит пожизненное заключение, он испугался. И начал придумывать пути отхода от своих прежних признательных показаний. Всю вину за совершенные преступления стал перекладывать на мертвого подельника. Его логика была примитивна: их в банде было двое, а Павленко на тот момент уже не было в живых. Поэтому никто не мог ни подтвердить, ни опровергнуть его слов. На что он и рассчитывал, – рассказал «В» старший следователь Игорь Ковалев.

...На заседаниях суда Завьялов старательно изображал невинного агнца, обреченного на заклание. Он говорил тихим голосом, без интонаций. И по-прежнему пытался отрицать свое участие в совершенных преступлениях, ссылаясь на отсутствие неопровержимых улик. Отсутствие Павленко в качестве второго подсудимого бандит воспринял как некую удачу. Он заявил о недопустимости показаний подельника в связи с его смертью. Не помогло. Суд приговорил Завьялова к пожизненному заключению с отбытием наказания в колонии строгого режима.

Раскаялся ли он в содеянном? Исключено! Когда его только задержали, чего бандит никак не ожидал, он признался операм:

– Если бы у меня был пистолет с глушителем, то у вас ни одной ночи не было спокойной. Вот такая канитель.

  

Автор: Сергей КОЖИН