Глубокая философия и энергетика «Ять»

В краевом центре определили сильнейших мастеров в русской каллиграфии

18 июнь 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3754 (88) от 18 июнь 2015

В конкурсе «Ять», что уже несколько лет проводится в приморской столице, традиционно соревнуются будущие художники, энтузиасты и даже маленькие дети. Их работы очень разные и по стилистике, и по мастерству, однако за каждой из них непременно кроется своя история.

Церемонию награждения победителей этого года провели в уютном дворике Приморского краевого центра народной культуры (ПКЦНК). Этот дом на ул.Пушкинской, 25 известен как дом Николая Асеева. Русский поэт жил здесь в начале ХХ века, а сегодня тут проводятся лекции на литературную тематику и встречи с творческими людьми.

Любовь к языку начинается с красивого слова

Среди тех, кто получил в этот день награды, люди разных возрастов и социальных групп. Организаторы говорят, что популяризация именно русской каллиграфии – важная задача конкурса. Тем более что искусство красивого написания очень ценится у наших соседей по АТР. Скажем, в Китае умению выводить буквы с особым изяществом придают практически сакральное значение, ведь каждый знак несет в себе некий энергетический заряд и философский смысл. Соседство наших территорий позволяет приморцам близко познакомиться с восточной эстетикой письма, поучиться у лучших мастеров этого искусства, невзирая на возраст, образование и, собственно, навыки рисования. Культивирование, таким образом, интереса к написанному красиво слову, по мысли авторов конкурса, со временем повысит интерес и к русскому языку в целом.

Помимо этого, занятия каллиграфией еще и развивают у детей усидчивость и концентрацию внимания, а взрослые приобретают здесь уникальный навык, который впоследствии можно использовать в дизайнерской работе.

– Сегодня умение красиво писать все чаще заменяется умением печатать, – отметил член жюри конкурса «Ять» автор получившего мировое признание шрифта Braxton Евгений Тхоржевский. – И все же, считаю, каллиграфия по-прежнему сохранила несколько областей применения. Во-первых, как направление художественного искусства: в России в этой области проводится немало конкурсов, в том числе федерального уровня. Во-вторых, ее знание просто необходимо графическому дизайнеру: с изучением каллиграфии приходит понимание принципов, по которым строится шрифт, верстается текст, создаются логотипы.

«Тигр-парус» как бренд Владивостока

Всего на конкурс было подано почти 100 заявок, из них на выставку жюри отобрало 40. Участников разделили не только по возрастным категориям, но и по тематическим номинациям – самая красивая отдельная буква, слово и даже четверостишие на тему Великой Отечественной войны (для самых старших). Отдельно оценивались творческий замысел автора и дизайнерское решение.

Надо сказать, что индивидуальность в представленных на выставке работах действительно чувствовалась: каждая буква здесь способна раскрыть черты характера и предпочтения автора. Один из участников, например, поделился с корр. «В» тем, как нашел связь между старорусской буквой «онъ» и образом фантастической птицы, для чего пришлось основательно освежить собственные знания древнеславянской мифологии.

У неподготовленного зрителя наверняка вызовет удивление та часть экспозиции, что отведена под работы, выполненные явно неумелой детской рукой. Здесь можно встретить имена Антон, Рома и даже Динис (именно в таком написании). Для солидной выставки подобная самодеятельность выглядит по меньшей мере странно, однако все встает на свои места, когда становится известна предыстория.

Дело в том, что в рамках конкурса «Ять» проходила еще и акция «Добрые слова», организаторы которой провели серию мастер-классов для детей из социальных учреждений: коррекционной школы-интерната №1, реабилитационного центра «Парус надежды» и одной из школ-интернатов Приморья. Мастер каллиграфии Дмитрий Рыжов учил ребят красиво писать добрые слова и автографы. После небольшой практики дети уже чувствовали себя гораздо увереннее и с удовольствием «расписывались» на больших листах ватмана.

На выставке удалось найти оригинальное определение для нашего города. Одна из участниц таких мастер-классов в ходе акции придумала новое слово, которое, по мнению организаторов, точно характеризует Владивосток, – «тигр-парус». В итоге Александра Хомула получила приз «за концептуальное сочетание слов».

Посмотреть выставку русской каллиграфии «Ять» можно в помещении Приморского краевого центра народной культуры до 21 июня.

Автор: Антон ВАЛЬТОН