С Днем Победы, отец…

Хочу от всей души поблагодарить вас, уважаемая редакция «В», за то, что вы опубликовали мое письмо в рубрике «Я помню. Помните и вы». Не знаю, сколько еще в газете будет существовать эта рубрика, но скажу, что она делает очень важное и правильное дело.

10 июнь 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3749 (83) от 10 июнь 2015

Напомню, что в своем письме я рассказывала про то, как мы с мамой в 1943 году получили известие с фронта о моем отце: Большаков Николай Селиверстович пропал без вести во время боев под Ростовом. И про то, что только в этом году, спустя десятки лет, я наконец смогла разыскать братскую могилу, где папа похоронен вместе с еще 133 бойцами Cоветской армии. Она находится на хуторе Старая Станица в Ростовской области. Мне уже 80 лет, но я дала себе слово приехать туда, чтобы навестить могилу отца…

И вот я полетела в Ростов-на-Дону. Добралась до хутора Старая Станица. И 9 Мая, в День Великой Победы, я положила цветы к памятнику на братской могиле и поклонилась – и отцу, и всем похороненным в ней героям. И сказала: «С Днем Победы…»

Еще подходя к памятнику, я увидела много цветов и венков, которые станичники принесли сюда рано утром 9 Мая, на праздничный митинг. Было и приятно, что за могилой есть уход, и больно, и радостно – не могу передать, какая гамма чувств охватила меня, когда я стояла у братской могилы, где на монументе среди прочих имен выбито имя и моего отца. Мне и самой не верилось, что я здесь, за тысячи километров от дома…

Вскоре перед памятником остановилась машина, из нее вышла семья – родители, дети, внуки. На хуторе все друг друга знают, поэтому они, когда увидели, что к братской могиле пришел незнакомый человек с цветами, приехали узнать.

Завязался разговор, а когда я сказала, что прилетела из Владивостока, они просто ахнули, для них Приморье – край света. Уговорили меня зайти к ним в гости. Оказалось, семья Владимира и Веры Ткаченко – коренные жители Старой Станицы (кстати, она находится всего в 17 километрах от границы с Украиной).

Был накрыт праздничный стол, мы выпили за Победу по бокалу шампанского, а потом до глубокой ночи за чашкой кофе вели разговор. Мне рассказали, что возле хутора действительно шли тяжелые бои. Братское захоронение произвели уже после войны. За состоянием памятника и могилы следят станичники и правление колхоза. А еще над захоронением взяла шефство местная школа во главе с директором Яковом Ткаченко, который оказался отцом Владимира. Поэтому для семьи Ткаченко этот памятник в каком-то смысле и памятник их деду, они приносят туда цветы…

Мне очень понравилось то уважительное отношение к памяти, которое царит в этой семье и уже заложено в души сыновей Веры и Володи – Артема и Яши. Ведь это так важно!

Я рассказала им о жизни в Приморье, о нашем прекрасном городе, о мостах и море, подарила открытки с видами Владивостока. Они проводили меня до автобуса и приглашали снова приезжать в гости. У меня осталось такое приятное впечатление от этого знакомства!

Конечно, вряд ли я еще раз смогу съездить к могиле отца, но сердце мое будет спокойно: я знаю, что за ней есть уход, что память в Старой Станице хранят бережно, что на будущее 9 Мая и моему отцу отнесут букет к памятнику. Как и на каждый следующий День Победы…

Я возвращалась в Ростов, чтобы потом ехать домой, во Владивосток. Сидела в автобусе и думала: праздник, День Победы, отгремел, отзвучали песни… Но живут в нашей стране люди, которые помнят прошлое и ценят настоящее. Это, наверное, и есть настоящие россияне.

Тамара ТЕРЕШКИНА, Владивосток