Он был исключительный парень

Случайно найденные письма с фронта, возможно, помогут отыскать родственников погибшего героя Великой Отечественной

3 июнь 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3745 (79) от 3 июнь 2015

Эта история произошла 40 лет назад, в середине 1970-х. В то время на Партизанском проспекте еще стояли одно- и двухэтажные деревянные дома, построенные в начале ХХ века, а может, и раньше. Когда город стал разрастаться, ветхое жилье попало под снос, а его обитатели разъехались по новостройкам со всеми коммунальными удобствами, оставив в пустых квартирах старую мебель и ненужную домашнюю утварь. И то верно, зачем тащить старье в новую жизнь?

Пожелтевший бумажный пакет размером с большой почтовый конверт инженер Виталий Мирянин тогда случайно нашел недалеко от разрушенного деревянного дома № 39. Будучи страстным любителем старины, он сразу обратил на него внимание. Аккуратно свернутый прямоугольник из серой оберточной бумаги лежал на земле среди старых газет и подмокших книг.

– Когда я развернул пакет, из него выпало несколько фотографий, наградной документ и два бумажных треугольника. Один из них я развернул, прочитал. Мне воевать не довелось, но я сразу понял, что это фронтовые письма, – рассказал корреспонденту «В» Виталий Владимирович, ныне пенсионер.

Письма с фронта – немые свидетели Великой Отечественной войны. Впрочем, определение «немые», то есть бессловесные, к фронтовым посланиям вряд ли подходит. Листки бумаги, сложенные треугольником, порой давали адресатам больше информации, чем сводки Совинформбюро. Даже если на них стоял штамп «Просмотрено цензурой». Нередко эти треугольники несли недобрые вести.

«Привет с фронта. Здравствуйте, Нюра, а также все, кто передает Мише привет… Вы писали уже много Мише писем, но, как видите, Миша их не читает, а читаю их я. Хочу сообщить, что ваш сын Миша погиб при исполнении боевых заданий», – писал автор письма, обращаясь к родственникам убитого солдата. Прежде всего к его матери Нюре Ползун. Письмо датировано 15 октября 1942 года.

На одной из фотографий – молодая женщина в военной форме. На обратной стороне аккуратным женским почерком написано: «На долгую память тете, бабушке и дяде от внучки и племянницы Лиды. Служба в РККА». На другой, разорванной на две части, запечатлен серьезный мужчина в штатском. Интуиция подсказала Виталию Мирянину, что женщина – сестра погибшего Михаила Семеновича Ползуна, а мужчина – это он сам.

Второе письмо, отправленное с фронта по адресу: Владивосток, Партизанский проспект, д. 39, кв. 1, также было адресовано матери Михаила Ползуна. Его друг, Владимир Тюшкевич, описывал, как он вынес погибшего товарища с поля боя.

«Но хоронить мне его не пришлось. Я служил с ним год… Он был исключительный парень. Ну, ничего не поделаешь. Конечно, жалко. Но все равно его уже не вернешь, чего вам плакать», – писал однополчанин Михаила.

Фронтовые артефакты Виталий Владимирович сохранил до наших дней, никому не показывая. Первыми, кто прикоснулся к содержимому пакета, найденного 40 лет назад на Партизанском проспекте, были сотрудники редакции «В». Поверьте, это неповторимое ощущение – держать в руках письма с фронта! Дыхание войны чувствуется через десятилетия.

Мы не знаем, как сложилась судьба Нюры Ползун и ее дочери Лидии. Вероятно, их давно нет на этом свете. Но не исключено, что в Приморье живут их родственники. Если у них есть желание получить фронтовые треугольники, рассказывающие о судьбе родного человека, который сражался ради их будущего, могут обратиться в редакцию газеты «Владивосток».

…В День 70-летия Победы автор этих строк, как и тысячи жителей краевого центра, пришел на Корабельную набережную. На Стене памяти за подводной лодкой С-56, где увековечены фамилии погибших за Родину на фронтах Великой Отечественной, есть и фамилия Михаила Семеновича Ползуна. Вечная память героям!

   

Автор: Сергей КОЖИН