Братья по разумности
Россию и Китай сегодня объединяет здравый подход к решению проблем мировой политики и прежде всего экономики
В начале мая в Москве состоялись переговоры на высшем уровне между президентом России Владимиром Путиным и председателем Китая Си Цзиньпином. За прошедший месяц эксперты обеих стран внимательно изучили итоговые документы этой встречи. Собственный анализ был сделан и во Владивостоке.
Специально для «В» свою оценку развитию российско-китайских отношений дал Виктор Ларин – председатель Общественной палаты Приморья, директор Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, доктор исторических наук, профессор Дальневосточного федерального университета.
Стратегически важно
– Виктор Лаврентьевич, встреча лидеров двух держав состоялась в дни празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Вам не кажется, что на фоне юбилейных торжеств переговоры потерялись?
– Нет, совершенно не потерялись.Вне всякого сомнения, эта встреча носила исключительно важный характер. Прежде всего потому, что проходила в очень непростой международной обстановке и продемонстрировала, как заявил председатель КНР Си Цзиньпин, «единство мнений» России и Китая по широкому кругу вопросов, их солидарность в подходе ко многим вопросам как мировой политики, так и нашего общего исторического прошлого. Неслучайно в подписанном по итогам саммита совместном заявлении говорится, что Россия и Китай рассматривают углубление двусторонних связей как приоритетное направление своей внешней политики.
Были подписаны три десятка документов, преимущественно по экономическим вопросам. Среди них соглашения стратегического характера: о «сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и экономического пояса проекта «Шелковый путь», об «основных условиях поставок газа из России в Китай по «западному маршруту», о «сотрудничестве в создании передового тяжелого вертолета, продвижении самолетов «Сухой Суперджет-100» на китайском рынке». Обозначены также первые шаги в сотрудничестве по созданию высокоскоростного транспортного коридора Москва – Пекин: это участие Китая в строительстве ВСМ Москва – Казань, в которое Пекин уже готов инвестировать около 300 млрд рублей.
– Продолжая тему железной дороги, можно отметить недавнее предложение руководства китайской провинции Цзилинь о возведении скоростной магистрали от Хуньчуня до Владивостока…
– Власти этой провинции продвигают свои интересы: ее экономике для дальнейшего развития необходим прямой выход к портам Японского моря. Но я считаю, что для Приморского края гораздо важнее и перспективнее другая скоростная магистраль – от Харбина до Уссурийска и далее во Владивосток, Хабаровск и, возможно, в Находку. В той же степени необходима скоростная автомобильная трасса от границы с Китаем до Находки и Восточного порта через южное Приморье.
При любом раскладе решение по таким проектам может быть принято только на высшем уровне. Это проекты стратегические, связанные со стратегией развития всей Тихоокеанской России, с вопросами обеспечения ее безопасности, и к тому же очень затратные.
Только мир. И национальные интересы
– Насколько реально нашим странам стать военно-политическими союзниками?
– В геополитическом смысле мы уже являемся такими партнерами. А вот стать военно-политическими союзниками – это вряд ли. Что касается участившихся совместных учений наших вооруженных сил, о которых много говорят в последнее время, то они проводятся преимущественно в рамках Шанхайской организации сотрудничества и нацелены на обеспечение безопасности в Центральной Азии.
Пекин выступает принципиально против любых военных союзов, рассматривая их как институты, направленные против третьих стран. Китайские лидеры постоянно подчеркивают, что развитие Китая носит исключительно мирный характер, что страна никому не угрожает, выступает против применения силы и диктата в политике, за развитие гармоничных отношений между государствами. Другое дело, что не все этому верят и постоянно пытаются искать скрытый смысл в словах и делах китайских лидеров.
Но такое видение современной мировой политики – одна из фундаментальных основ стратегического партнерства Китая и России. Мы выступаем за многополярный мир, против применения военной силы, за решение проблем путем переговоров, за равную и неделимую безопасность для всех. Россия и Китай зачастую выступают единым фронтом в ООН, в Совете безопасности, в «Большой двадцатке» (G-20) и на других международных площадках. Мы близки в понимании ситуации на Корейском полуострове и выборе путей решения проблем по обе стороны 38-й параллели.
– Может, нам стоит объединиться, чтобы противостоять гегемонии Америки?
– Вы соскучились по холодной войне? В самих США ястребов немало и они сегодня весьма активны. Однако свою гегемонию США разрушают своими же руками. Их провалы на Ближнем и Среднем Востоке, в Северной и Восточной Африке, Центральной Америке, Индокитае являются тому подтверждением. Опыт Великобритании и СССР в Афганистане ничему не научил американцев, Штаты так и не смогли навести там порядок. Еще хуже обстановка в Ираке, где ИГИЛ наступает по всем фронтам. Но это – отдельная история. В любом случае отношения с США надо строить очень аккуратно, не поддаваясь эмоциям и предполагая, что трезвых голов в Вашингтоне все же больше, чем горячих.
Если говорить о китайско-амери-канских отношениях, то при сложных политических взаимоотношениях обе страны очень тесно связаны экономически. США для Китая – торговый партнер номер один с огромным (340 млрд долларов в 2014 году) профицитом торговли. Рушить эти отношения, свое благополучие совсем не прагматично, не по-китайски.
При этом Китай уже позиционирует и ведет себя как региональный лидер, четко обозначает и отстаивает свои национальные интересы, особенно в ближайшем окружении. Обострение территориальных споров в морских акваториях – это как раз проявление стремления Китая не только поставить под свой контроль их богатые энергетические и рыбные ресурсы, но и усилить свои стратегические позиции, установив контроль над важными морскими путями, связывающими Восточную Азию с Европой и Ближним Востоком. По этим путям транспортируется немалая часть промышленной продукции стран Восточной Азии и основной объем нефти и газа с Ближнего Востока и ЮВА в этот регион.
Экономические приоритеты
– Бытует мнение, что Китай наращивает свои золотовалютные резервы, чтобы обвалить доллар.
– А зачем Китаю рушить сложившуюся мировую финансовую систему? Что он от этого выиграет? Руководство КНР создает подушку безопасности, необходимую для будущей модернизации структуры китайской экономики и решения назревающих социальных проблем. Китай – это не та бедная страна, которая начинала реформы 30 лет назад. Он уже не может поддерживать высокие темпы экономического роста за счет дешевой рабочей силы, низких цен и уровня потребления.
Тут надо говорить о том, что Пекин стремится сделать юань мировой валютой. Наравне с долларом, евро, британским фунтом, иеной и швейцарским франком.
– В Москве говорили о конкретных проектах: газопроводах, покупках самолетов «Сухой Суперджет-100», совместной сборке тяжелых вертолетов, поставках продовольствия. Насколько реальны эти проекты?
– Газовое соглашение между Россией и Китаем (о поставках 38 млрд кубометров природного газа в течение 30 лет) – это стратегическое решение наших стран. Оно было подписано в условиях усиления давления на Россию со стороны Европы и США. Китай подставил плечо. А вот технические детали (даже конкретный маршрут) «Силы Сибири» находятся в процессе проработки. Сегодня это больше политическое решение и стратегический проект, но он будет лежать в основе российско-китайского сотрудничества на десятилетия вперед.
Отрадно, что в подписанных 8 мая документах речь идет не только о торговле сырьем, но и о промышленной кооперации. В течение трех лет планируется поставить на азиатский рынок до 100 самолетов «Сухой Суперджет-100», что открывает хорошие перспективы для гражданского авиастроения России. И разработка тяжелого вертолета – это тоже из серии научно-технического сотрудничества.
Еще раз скажу, что Китай сегодня далеко не тот, каким он был четверть века назад с технологической и научно-технической точки зрения. Время безоглядного и бесцеремонного копирования уходит в прошлое. Многое он уже может делать сам. А по числу научных работников уже обогнал США, и это обстоятельство тоже начинает приносить свои плоды.
А вот о поставках продуктов питания говорить пока сложно. Что именно, откуда и куда, по какой цене и в какой валюте вести расчеты? В продовольственном сегменте главным регулятором выступает сам рынок. Мне кажется, что уже Китай заинтересован в нашей сельхозпродукции – экологически чистой. Правильное, экологически чистое питание стало сегодня хобби для жителей китайских мегаполисов. Так что российские продукты уже начинают пользоваться спросом у соседей.
Приморский вопрос
– Мне показалось, что из-за ослабления рубля во Владивосток вернулись китайские туристы…
– И не только во Владивосток. Та же картина наблюдается, например, в Благовещенске. В немалой степени это обусловлено возникшим диспаритетом цен и предприимчивостью китайцев, которые получили возможность по невысоким ценам посетить близкую им страну. Но насколько стабильной будет эта тенденция? Пока потенциал китайского туристического рынка используется Россией в мизерной степени. В 2013 году в России побывал 1 миллион китайцев, а в Южной Корее – 4,7 миллиона. Прочувствуйте разницу.
– Под Артемом активизировалось строительство игорной зоны. Сможет ли наша Тавайза стать вторым Макао?
– Сложный вопрос. Раньше китайцы часто ездили во Владивосток, Благовещенск, Уссурийск, чтобы поиграть в рулетку, карты или на игровых автоматах. А потом визиты резко сократились. Почему? Китайское правительство настоятельно рекомендовало своим гражданам воздержаться от азартных игр за рубежом. В самом Китае они под запретом, но поездки в Макао не запрещены. Это значит, что баснословные прибыли и налоги остаются на территории КНР. Законопослушное население правильно отреагировало. И если не будет создана инфраструктура отдыха и иных развлечений, то соседи вряд ли ринутся в нашу игорную зону.
– В завершение беседы хотелось бы узнать ваше мнение о предстоящих Днях мира на Тихом океане.
– Лишь в последние годы в России военным событиям 1945 года на Тихом океане стали уделять заслуженное внимание. История получает адекватную оценку. Позиции России и Китая, понесших наибольшие потери среди военных и мирного населения во Второй мировой войне, наиболее близки.
Благодаря блестящей операции в Маньчжурии, Внутренней Монголии, на Сахалине и Курилах, в Северной Корее сопротивление Японии было сломлено. В Северо-Восточном Китае Красная армия за три недели разгромила миллионную Квантунскую армию, чем, по сути, был положен конец 14-летней оккупации этой территории Японией. Закономерно будет участие российского лидера в торжествах в Пекине 3 сентября 2015 года в честь 70-летия окончания Второй мировой войны.
Автор: Николай КУТЕНКИХ