Мели и мины
Сразу два события произошли в заливе Петра Великого на минувшей неделе, которые показывают, насколько опасно и непредсказуемо может быть море, даже без штормов и льда.
Между островами Русский и Попова, в проливе Старка, известном своим сильным течением, 29 мая сел на мель пассажирский теплоход «Лотос», перевозивший людей с материка на островные территории. Как сообщили «В» в пресс-службе Главного управления МЧС в Приморье, около 40 пассажиров «Лотоса» сняли и перевезли на безопасную землю экипажи проходивших судов и катеров. Помощь выдвинувшихся к проливу Старка буксиров ГИМС и других морских служб не понадобилась. Капитан пассажирского теплохода сумел самостоятельно сняться с каменной мели и своим ходом дойти до ближайшей причальной стенки. Там подводную часть корпуса и винторулевую группу осмотрели водолазы и, к счастью, повреждений не обнаружили. «Лотос» продолжил плавание.
Однако остался вопрос: почему судно ушло с фарватера? В ходе предварительного расследования выяснилось, что к навигационной ошибке привело местонахождения буя. Бакен, указывающий на безопасный проход в море для различных плавсредств, был снесен со своего традиционного места на несколько десятков метров. Его в свое время устанавливали сотрудники службы гидрографии Тихоокеанского флота, отвечающие за визуальные средства навигации в акватории залива. Теперь его специалистам совместно с экспертами из администрации морского порта Владивостока и мэрии города предстоит выяснить причину сноса буя на 128 метров от точки его штатной установки (хотя ответ лежит на поверхности: в проливе аномально сильное течение) и заодно водрузить его на прежнее место.
Как сообщает пресс-служба администрации Владивостока со ссылкой на городское управление транспорта, компетентными службами проводится проверка причин происшествия в проливе Старка. После чего будет проведена корректировка точек установки всех навигационных знаков в акватории залива Петра Великого. Одновременно следственные органы Дальневосточного следственного управления на транспорте СК РФ проводят процессуальную проверку по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст. 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей). По результатам проверки будет принято процессуальное решение.
А пока капитанам маломерного флота и крупнотоннажных судов надо принять повышенные меры безопасности мореплавания в проливе Старка. Администрация города Владивостока убедительно просит всех судоводителей быть предельно внимательными при прохождении опасных участков в морской акватории, обращая особое внимание на использование приборов объективного контроля глубин, в частности, эхолота.
К повышенной бдительности на море призывает и другое происшествие: 28 мая рыболовный сейнер «Таймень» из Южно-Морского выловил боевую мину времен Второй мировой войны. Сейнер вел прибрежный промысел белой рыбы в районе Находки. Как сообщила пресс-служба группы приморских компаний «Доброфлот», в ходе выгрузки улова экипаж судна обнаружил в бункере среди рыбы металлический предмет, напоминающий морскую мину.
На рыболовный сейнер «Таймень» оперативно прибыла группа саперов Минобороны РФ. Они классифицировали боеприпас как противолодочную мину 70-летней давности. В силу возраста мина прямой опасности не представляла. Тем не менее саперы со всеми мерами предосторожности погрузили ее на свой транспорт и в сопровождении машины ГИБДД вывезли на полигон инженерно-саперного батальона ТОФ в районе села Раздольного для дальнейшей утилизации.
Автор: Николай КУТЕНКИХ