День защиты детей отметили в СИЗО

В День защиты детей во Владивостокском следственном изоляторе принимали гостей. Сегодня в СИЗО находится 32 ребенка: две девочки и тридцать мальчиков. 1 июня по уже давно заведенной традиции к ним с подарками пришла председатель фонда «Участие» и Совета почетных граждан Владивостока Светлана Морозова. Вместе с ней в СИЗО побывала и корр. «В».

2 июнь 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3744 (78) от 2 июнь 2015

Начинается визит как обычно: бюро пропусков, контрольно-пропускной пункт, где посетители оставляют телефоны, второе КПП, на котором приходится сдавать паспорт – и вот вы уже за решеткой. Но на этот раз гости направляются в новый корпус, построенный специально для женщин и юных сидельцев. Расположен он отдельно от других зданий, чтобы максимально оградить сидящих в СИЗО детей от взрослых заключенных. Таким образом администрация заведения надеется уберечь несовершеннолетних от тюремной спецкультуры и устоев. В новом корпусе – просторные камеры площадью 36 кв. м (против 14 кв. м в старом здании), в каждой по два окна, отделенные санузлы, есть и горячая вода. О такой роскоши в старом корпусе можно было только мечтать.

Несовершеннолетним обитателям СИЗО в подарок, помимо традиционных сладостей, фруктов и предметов личной гигиены, Светлана Морозова при поддержке администрации Владивостока приготовила книги о Владивостоке и Приморском крае, а также настольные игры.

– Двадцать шестой год подряд я навещаю детей в СИЗО, – рассказывает Светлана Сергеевна, – многие спрашивают, зачем хожу к малолетним преступникам, дарю им подарки. Нужно понять, что это прежде всего дети. Им нужно внимание, участие, забота, и тогда, со временем, их сердца растают. Да, они совершили преступление, но в этом не только их вина. Виноваты и мы, взрослые: вовремя не увидели, вовремя не поддержали, вовремя не создали условия для их развития. И знаете, за 25 лет, что существует фонд «Участие», дети не изменились: у них у всех испуганные лица. Это на свободе они не понимают, какое их может ждать наказание. А когда попадают сюда, берутся за ум, становится уже поздно.

Если сравнивать с концом 90-х – началом 2000-х, когда в следственном изоляторе находилось и по 260 несовершеннолетних, можно решить, что сейчас у нас практически нет детской преступности.

– К сожалению, это не так. 16 –17 лет назад у нас в стране была демографическая яма, потому и подростков сейчас меньше. Тем более что раньше «закрывали» за все преступления. Сейчас же по законодательству заключаются под стражу только те, кому уже исполнилось 16 лет. С 14 лет могут отправлять в СИЗО только за тяжкие преступления: убийства, изнасилования, грабеж, разбой. Под стражу по «легким» статьям заключают только в том случае, если уже было условное наказание, нарушения домашнего ареста, – поясняет начальник отдела по воспитательной работе Оксана Кораблева. – Основная часть из тех, кто находятся у нас в данный момент, имеют тяжкие статьи. Причем половина из них сидит за изнасилования. Средний возраст заключенных 16 – 17 лет, 14-летних нет, есть несколько 15-летних подростков.

Отметим, что дети и за решеткой учатся: по понедельникам, средам, пятницам с девяти до трех у них занятия. В июне старшеклассники сдают экзамены, ГИА – девять человек, ЕГЭ – три.

…На стенах коридора СИЗО висят плакаты, сделанные несовершеннолетними заключенными ко Дню защиты детей. Ребята нарисовали свои мечты: большой дом, отдых в Диснейленде и… семью. Может быть, желания их исполнятся. И они больше не будут смотреть на мир через решетку. По статистике, больше половины из числа отсидевших срок в несовершеннолетнем возрасте в тюрьму не возвращаются. 

Автор: Карина ПОЗДНЯК