PITE-2015: неофициальные итоги

Отсутствием потенциальных туристов, очередями в буфете и проблемами с парковкой запомнится Международная туристская выставка ее участникам

28 май 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3742 (76) от 28 май 2015
ab96fd6e4f1e95dfe819d765e599791e.jpg

На минувшей неделе во Владивостоке состоялись два масштабных мероприятия – Тихоокеанский туристический форум и Тихоокеанская международная туристская выставка Pacific International Tourism Expo (PITE). Согласно ранее опубликованным данным, в них участвовали 288 туристических компаний из России, в том числе из Приморья. А также из стран ближнего и дальнего зарубежья: Китая, Сингапура, Республики Корея, Японии, Таиланда, Малайзии, Гуама, Индии, Северных Марианских островов и даже Чехии. Как сказал бы поэт, «все флаги в гости будут к нам».

Официальные итоги форума уже обнародованы. Каковы будут их результаты, покажет время.

Ну а корреспондент «В» делится своим мнением, посетив Pacific International Tourism Expo.

Реальных посетителей нет

Начну сразу с ложки дегтя. Трудно сказать, чем руководствовались устроители PITE-2015 (дважды наступая на те же грабли), когда «поселили» международную выставку в зале спортивно-оздоровительного комплекса ДВФУ на острове Русском. С точки зрения массовой посещаемости дислокация крайне невыгодная. Даже учитывая отлаженную работу общественного транспорта и наличие персонального автомобиля едва ли не у каждого пятого жителя Владивостока. Согласитесь, не всякий любитель путешествий захочет тратить время на дорогу ради «живого» общения с представителями туристических компаний, пусть даже зарубежных. Проще залезть в Интернет и скачать с сайтов необходимую информацию. Это, во-первых.

Во-вторых, выставка стартовала в четверг. В будний день, когда потенциальные потребители туристских услуг, на которых и была ориентирована ее экспозиция, находились на работе. Присовокупите к этим минусам отсутствие какой-либо наглядной агитации в городе за это мероприятие. Рекламные стенды были только на территории ДВФУ. И вы получите полупустой выставочный зал через три часа после открытия PITE. Несмотря на выступление национальных хореографических коллективов, всевозможные конкурсы и присутствие белозубой и смуглой Мисс Гуам, с которой фотографировались все желающие. Такая же картина была и на второй день. С утра посетители еще толпились, а после обеда – тишина. Третий день работы выставки был чисто символическим.

Многие представители иностранных туристических компаний интересовались у местных коллег, а был ли хоть какой-то пиар у мероприятия? Почему во Владивостоке так мало людей интересуется туризмом? Местные в ответ пожимали плечами. Скорее всего, устроители выставки не особо тратились на рекламу. Поэтому, по большому счету, Владивосток PITE-2015 не заметил. Между тем, как сообщила прессе директор Дальэкспоцентра Вера Ермилова, каждый рубль, вложенный властями края в организацию выставки, принес экономике Приморья 30 рублей прибыли. По словам представителя администрации края, в целом на организацию Тихоокеанского туристического форума затрачено около двух миллионов рублей.

Китайцы уехали первыми

– Да, народу вроде много. Но реальных посетителей на выставке практически нет. Вы в этом сами можете убедиться. От стенда к стенду гуляют представители компаний. При таком раскладе нам хватило бы одного дня для общения. Обменялись опытом и разъехались. Иностранным компаниям нужны туристы, а их здесь не было. Несколько лет назад, когда выставка проходила на материке и на один из дней ее работы выпал выходной, посетителей было очень много и они покупали столько туров и путевок, сколько фирмы не продавали у себя дома за месяц! А сегодня все наши потуги – напрасные хлопоты. И кризис здесь только часть проблемы, – призналась «В» менеджер известной туристической фирмы из Владивостока, с опаской поглядывая на диктофон. Наш разговор состоялся в пятницу, в два часа дня.

Кстати, горожане, добравшиеся до выставки, жаловались, что их не пускали на бесплатную многоярусную парковку на территории ДВФУ. Поэтому граждане бросали свои машины где придется, без охраны. Естественно, такое «гостеприимство» не поддерживало праздничного настроения гостей PITE-2015.

Ко всему прочему, впечатление от выставки ее участникам и гостям подпортил буфет на втором этаже спорткомплекса, где обыкновенные ватрушки и булочки стоили по 50 рублей. Обед же обходился в 300 – 400 рублей. На глазах корреспондента «В» участница выставки вернула назад котлету, которая, как утверждала женщина, оказалась с душком. И ей безропотно вернули деньги! Также удручали длинные очереди и нелюбезность одетого не в едином стиле, а абы как обслуживающего персонала столовой. Темноволосый парень на раздаче, говорящий с акцентом, при общении с иностранцами «тыкал» им, как своим приятелям. Представляете, какой шок был у зарубежных гостей от такого «ненавязчивого» российского сервиса.

– Организация питания гостей и участников выставки ужасная. Цены запредельные! Но, если бы там была хорошая кухня и хорошие блюда, можно было бы заплатить такие деньги. На выставку приезжают обеспеченные люди, которые могут себе позволить приличный обед. Для них это не проблема. Если бы продукция соответствовала своей цене. В ресторане четырехзвездочной гостиницы в центре города можно полноценно пообедать за те же деньги, – рассказала «В» Алена Соболева, менеджер компании ООО «Мегатур».

...Китайская делегация первой почувствовала отсутствие интереса к PITE у жителей Владивостока. В пятницу, ближе к обеду, китайцы построились, провели перекличку и строем покинули территорию выставки. Оставив на столах горы рекламных буклетов, туристических карт, проспектов и плакатов. В этот же день к вечеру за ними потянулись многие отечественные и зарубежные компании: в полупустом зале ловить было нечего.

– Мы заплатили за три дня аренды, но вынуждены уехать раньше, потому что нет посетителей, – рассказал «В» бизнесмен из Поднебесной Чжан Гуан Цян, директор компании ООО Дальний Восток «Геннадий Тур».

Хабаровск заберет PITE?

Как декларировали организаторы PITE-2015, одной из основных задач выставки стала популяризация туристской привлекательности российских регионов в целях привлечения туристов из стран АТР и развития внутреннего и въездного туризма. Это направление рекламировали несколько частных компаний и муниципальные образования Приморья, представляющие на выставке свои туристические прелести. Но если сопоставлять число иностранных и российских турфирм, участвующих в выставке, то сравнение будет не в пользу нашего региона.

В этом году выставку проигнорировали многие известные туроператоры не только из Владивостока, Хабаровска и других крупных городов Дальнего Востока, но также из Находки, Фокино, Уссурийска. Тому виной прежде всего рост курса доллара относительно курса рубля, что снизило привлекательность путевок. И почти нулевая отдача для участников PITE-2015 от дорогостоящей аренды помещения. В этом признавались корреспонденту «В» многие представители российских компаний. Правда, сколько стоил квадратный метр площади спортивного зала ДВФУ, приспособленного под выставочный комплекс, выяснить не удалось. Но, по словам российских и зарубежных туроператоров, «очень много». При этом они загадочно улыбались, как будто дали подписку о неразглашении.

Кстати, в отличие от туристических компаний, муниципальные образования Приморья находились в привилегированном положении: они были освобождены от платы за аренду «торгового» места.

И все же, судя по всему, интерес к выставке у российских туристических компаний «падает вниз стремительным домкратом». «Спасибо» экономическому кризису вкупе с дороговизной аренды. Говорят, что среди посетителей выставки засветились агенты турфирм из Хабаровска и Уссурийска, но официально они не регистрировались: собрали нужную информацию и исчезли. Так дешевле.

Кстати, давно ходят слухи, что на нашу Международную туристскую выставку положила глаз администрация Хабаровского края. Наши соседи не единожды высказывали мнение о переносе выставки на берега Амура. У них и приличный выставочный павильон есть, и деньги имеются, чтобы достойно финансировать выставку даже в непростые для экономики страны времена. Но наш «Белый дом» (по понятной причине) упирается: PITE – это престижно. PITE – это деньги. А кто же от них откажется? Дураков нет.

 

Автор: Сергей КОЖИН