Деликатно…

Катастрофа пришла, когда и не ждали. Только вышла моя подруга с внучкой из автобуса в центре города, как малявка возьми и скажи: «Бабушка, я писать хочу!». И что делать?

28 май 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3742 (76) от 28 май 2015

Подруга знает, что в центре Владивостока в каждом подземном переходе есть туалет, но в данном случае до подземки было далековато – не добежали бы… И, покрутив головой, она решительно отправилась в большой торговый центр, что находился прямо на остановке.

– Огромный центр, – живописала мне потом знакомая эту ситуацию, – куча этажей… По первому пробежались – нет туалета. По второму – нет… Внучка уже чуть не плачет, вот-вот конфуз выйдет. Спросила у людей, подсказали: на самом верхнем этаже. Ну, мы туда, лифт не нашли, пришлось скакать по эскалаторам. Приехали… А там очередь! Представляешь, огромный торговый центр, куча народу, а там одна всего кабинка работает! Еще одна – закрыта на швабру. И народ стоит, человек восемь, из них – половина китайцев, их в этот центр часто возят. Я чуть не заплакала: внучка столько не вытерпит. Благо люди в очереди понимающие оказались – пропустили нас. Ну как так можно – на громадный торговый центр всего одна туалетная кабинка?

Проблема туалетов в торговых центрах, как ни странно, до сих пор остается весьма острой – во всяком случае, для Приморья. То ли у нас предприниматели такие – особо деликатные, нежные, для которых слово «туалет» звучит невыносимо грубо и приземленно, то ли еще что, но факт остается фактом – по пальцам можно пересчитать цивилизованные точки торговли, в которых достаточно туалетов с обозначенными указателями. Как принято во всем цивилизованном мире. В большинстве же случаев туалеты или стыдливо прячут где-нибудь на последнем этаже, да еще сокращая их количество до минимума, или просто даже не предусматривают их для посетителей. Мол, если клиент пришел покупать, так пусть покупает и до дому бежит, а заманивать наличием клозета всяких халявщиков, которые покупать ничего не станут, мы не намерены. В торговые центры надо за покупками ходить, а не за «пописать». Вот и стоят в таких ТЦ очереди из недоумевающих китайцев (даже в приграничном Хуньчуне в любом торговом центре туалеты имеются) и измученных соотечественников.

А ведь не только в Хуньчуне, в том же Питере или Калининграде, Москве или Томске в торговых центрах – четко обозначенные указатели, где туалет. Почему там не стесняются, а у нас – стесняются?

Меж тем в том, что человеку нужно в туалет, нет ничего ни постыдного, ни мерзкого. Это естественная надобность, и доступность сего заведения в торговом центре – один из важных показателей привлекательности этого ТЦ для клиента. Вряд ли человек придет еще раз туда, откуда он выскочил, озираясь и пыхтя… 

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ