Зачем француз сжигает розу?

Нежная белая роза, объятая пламенем, лежала на полу. Удивительно, но никто из присутствующих людей не бросился тушить огонь с криком «пожар!». Ведь это была не просто пылающая роза – это была инсталляция. Объект современного искусства, созданный французским художником.

27 май 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3741 (75) от 27 май 2015

В эти дни в галерее «Арка» проходит выставка француза Лорана Пернота «Мечты, фантазии». И каждый день на полу там горит роза…

Вниманию владивостокских ценителей авангардного искусства художник предложил три инсталляции. Первая – «Все еще живы» – сделана из сотен старых портретных фотографий.

– Эта инсталляция мне особенно дорога, – рассказывает Лоран Пернот, – в ней отражены три темы, наиболее интересные для меня: личность сама по себе и ее черты, память, которую мы храним о своих близких, и бесконечное течение времени.

Вторая инсталляция – «Горы» – показывает то, чего человек в принципе не может увидеть на протяжении своей жизни: происхождение Земли и ее постоянные преображения. Для этой работы были собраны разные пейзажные фотографии, которые Лоран делал на протяжении всей своей жизни и теперь соединил в одном видеоряде. Так удалось показать движение гор – то, чему мы с вами никогда не смогли бы стать прямыми свидетелями. Идея видеоинсталляции – показать Землю такой, какой она была до появления жизни.

Третья инсталляция – «Роза» –олицетворяет само течение времени. Огонь, спроектированный на живую розу, – символ бесконечности времени. Ведь пламя, которое горит, но не сжигает, существует вечно.

Темы, которые затрагивает Лоран в своем творчестве, на первый взгляд глобальны: это проблемы времени и пространства, связи человека с его корнями, скоротечность минут и мимолетность бытия, жизнь и смерть. А с другой стороны, его инсталляции понятны, они вызывают в зрителях именно те чувства, которые и хотел затронуть художник.

Свои идеи Лоран Пернот обращает в форму фотографий, скульптур, а также использует различные предметы, например, искусственный лед или цветы. Но любимым жанром художника остается видеоинсталляция: по его мнению, это лучший способ раскрыть близкие ему темы, так можно передать появление каких-то потусторонних образов, чего-то неявного, что может случайно родиться в фантазии человека.

Художник признался, что часто он создает свои работы почти бессознательно, опираясь лишь на собственные эмоции. И только когда произведение уже создано, приходит понимание того, как это было сделано и почему.

 

Автор: Валерия КУЗОРА