Все переходы из Приморья ведут в Китай

Приморье и Цзилинь имеют 224 километра совместной границы, однако до недавнего времени сообщение поддерживалось либо по авиационному маршруту между нашими столицами Владивостоком и Чанчунем, либо автотранспортом через соседнюю провинцию Хэйлунцзян. В мае открылось автомобильное пассажирское сообщение на регулярной основе между двумя приграничными населенными пунктами - Краскино и Хуньчунем.

14 май 1998 Электронная версия газеты "Владивосток" №374 от 14 май 1998

Приморье и Цзилинь имеют 224 километра совместной границы, однако до недавнего времени сообщение поддерживалось либо по авиационному маршруту между нашими столицами Владивостоком и Чанчунем, либо автотранспортом через соседнюю провинцию Хэйлунцзян. В мае открылось автомобильное пассажирское сообщение на регулярной основе между двумя приграничными населенными пунктами - Краскино и Хуньчунем.

Ты помнишь, как все начиналось?

Новый переход можно с полным основанием отнести к разряду долгостроя. В отличие от других пунктов пропуска грузов и пассажиров на российско-китайской границе, которым оказывалась помощь из федерального бюджета, здесь основные вопросы финансирования, материального обеспечения и строительства легли на плечи местных органов власти.

Пока члены российской официальной делегации во главе с председателем комитета по внешнеэкономическим связям и региональным связям краевой администрации Андреем Загуменновым и первые туристы на автобусе “Примавтотранса” преодолевали расстояние по ровной дороге в несколько десятков километров от Славянки до границы, глава администрации Хасанского района Анатолий Мельниченко рассказал в машине корреспонденту “В” о трудной истории перехода Краскино - Хуньчунь.

- Возведение перехода и дорог к нему началось в октябре 1992 года. С российской стороны главными инициаторами стали АО “Примавтотранс” и администрация района. На полпути между Краскино и Хуньчунем был воздвигнут современный модуль для работы пограничных, миграционных, карантинных, а главное, таможенных служб. Большие трудности возникали при обеспечении комплекса необходимым оборудованием. Только компьютеры пришлось дважды закупать, поскольку первая партия за длительное время вынужденного простоя успела морально устареть. Местные власти выделили пограничникам и таможенникам несколько квартир.

Для возведения нового перехода потребовалось около 6 миллионов деноминированных рублей. Для дотационного района, подпитывающегося из краевого бюджета, это слишком тяжелая ноша. Причем статья расходов будет увеличиваться и дальше, пока переход не заработает на полную мощность.

- Второй важной проблемой является дорожное строительство, - отметил Анатолий Михайлович. - Асфальт лежит на трассе от границы до Краскино и еще на нескольких участках до Славянки и далее в сторону Владивостока. Работы по замене грунтовки на асфальтовое покрытие ведутся в нескольких местах. Полностью магистраль планируется закончить через 3-4 года.

Грузовой автомобильный переход вступил в строй 12 октября прошлого года. На очереди введение в действие железнодорожной ветки от станции Камышовой до Хуньчуня.

По обе стороны границы

Пассажирское сообщение между Славянкой и Хуньчунем по имеющемуся соглашению осуществляют обе стороны. Стоимость билета на автобус в один конец равна сумме, эквивалентной 18 американским долларам. Однако, как заверил журналиста газеты генеральный директор АО “Примавтотранс” Вячеслав Мартыненко, для российских пассажиров предусмотрена гибкая система скидок. Причем для туристических групп льготы могут достигать 50 процентов. Обмен туристами производится на безвизовой основе.

На предвзятый взгляд журналиста, контроль по обе стороны границы резко отличается. На нашей земле приходится останавливаться на трех контрольно-пропускных пунктах, не считая непосредственного оформления документов российскими пограничниками. Плюс к этому таможенный контроль с обязательным заполнением деклараций, осмотром ручной клади и багажа, автомобильного транспорта. При благоприятном стечении обстоятельств пассажирам приходится тратить минимум 2 часа на прохождение всех процедур. Именно столько времени понадобилось первым туристам для пересечения границы. Поэтому, столкнувшись один раз с таким отношением государевых служб, турист порой и не хочет повторно пересекать границу в этом месте. Впрочем, это характерно для всех российских таможенно-пограничных пунктов пропуска.

На китайской стороне все гораздо проще - один пост, где часовой вас только приветствует. Погранично-таможенное оформление всей группы занимает около 10 минут. Еще несколько минут мы проехали по ровной бетонной дороге и оказались в Хуньчуне.

Хуньчунь - ставка на СЭЗ

Мне, уже бывавшему в китайских городах, Хуньчунь вначале представился большой деревней. Проживает здесь более 90 тысяч жителей, хотя было время, когда население достигало 120 тысяч. Люди ждали открытия перехода в надежде заработать. Однако введение в строй перехода затягивалось, и многие уехали в соседнюю провинцию Хэйлунцзян, где стабильный поток туристов из России.

Центр города резко контрастирует с окраинами. Он застроен новыми высотными домами, множеством бизнес-центров и гостиниц. Часть из них пустует. Цены в гостиницах колеблются от 45 до 120 юаней в сутки. Русской кухни в местных харчевнях еще нет. Забегаловки открыты до поздней ночи. В этом я убедился, когда отправился покупать пиво. Бутылка пива стоит ночью в баре, которых полно в центре города, в среднем 6,5 юаня, тогда как днем в магазине ее можно сторговать и за 2,5 юаня. Но зато и пиво китайское в бутылках объемом 0,63 литра вызывает восхищение. Жители Хуньчуня им особенно гордятся, говорят, что воду для него берут из источников на священной корейской горе Пэктусан.

Хуньчунь пока явно не готов к приему наших “челночников”. Товар не самый качественный, его нет в избытке для массовых закупок. Даже при беглом осмотре местных магазинов государственного сектора и частных лавчонок убедился, что цены здесь в 2-3 раза выше, чем в Суйфэньхэ и Дуннине. Похоже, что на китайских рынках Уссурийска и Владивостока изделия лучшего качества стоят значительно меньше. Местные продавцы любят и хотят торговаться. К примеру, они называют свою цену на ширпотреб или одежду. Мой совет будущим “челнокам” в Хуньчунь: эту сумму стоит тут же делить на 3 или 2,5. И уже от вами предложенной стоимости надо торговаться, уступая китайцам несколько юаней.

Кстати, в городе можно купить как китайские изделия, так и южнокорейский товар, поскольку Хуньчунь входит в состав Корейского автономного округа Яньбянь китайской провинции Цзилинь и поддерживает прямые торговые контакты с Республикой Корея. Как удалось узнать у официального представителя местной власти, правительство города уже отправило гонцов на юг Корейского полуострова и по всему Китаю для обеспечения прямых поставок хороших товаров из промышленно развитых провинций по низким ценам. Видимо, скоро начнут возвращаться торговцы из Муданьцзяна, Харбина, Суйфэньхэ, Дуннина.

Здесь в непосредственной близости от границы открыта свободная экономическая зона, и власти города с гордостью ее показали российской делегации. На ее территории действует несколько совместных с южнокорейцами предприятий. Особое впечатление производит крупная швейная фабрика, выпускающая до 240 наименований нательн ого белья для женщин, мужчин и детей. Хлопок-сырец получают из США, Узбекистана и Индии, готовую продукцию отправляют в Японию, Южную Корею и другие страны АТР. Налоговые льготы и низкая заработная плата делают товар в СЭЗ дешевым и конкурентоспособным на мировом рынке.

В СЭЗ построены современный крытый торговый рынок на 500 мест, таможенные склады, скоро появятся рестораны, гостиница, автобусная станция. Тогда русским “челнокам” не придется колесить по Хуньчуню - все можно будет приобрести в одном месте и без таможенных платежей. Поездка в Китай займет один световой день.

Провинция Цзилинь “прорубила окно” к морю

Как рассказал корреспонденту “В” Андрей Загуменнов, богатейшая провинция на северо-востоке Китая с населением под 40 миллионов человек и мощным промышленным потенциалом не имеет своих выходов к морю. К ближайшему порту Далянь минимум 800 километров по железной дороге. С открытием железнодорожной ветки от Хуньчуня до Камышовой расстояние к морским портам Зарубино и Посьет сокращается в несколько раз.

На китайской стороне стальная магистраль полностью готова для прохождения составов. В этом я убедился, наблюдая за проезжавшей по “железке” дрезине. На 14-километровом российском участке ведется обустройство системы сигнализации пути и связи. Как только состоится открытие ветки, китайские вагоны с грузом отправятся через границу к морю.

На китайско-северокорейской границе в 7 часах езды на машине от Яньцзи, столицы автономного округа Яньбянь, расположена священная корейская гора Пэктусан высотой в 2750 метров над уровнем моря. Многие корейцы считают необходимым побывать на ней. Граждане Южной Кореи совершают долгий путь морем и по железной дороге через Далянь, Шэньян, Чанчунь и Яньцзи. Новый маршрут через Краскино - Хуньчунь значительно сократит расстояние и время в дороге до плоскогорья Чанбайшань.

Переход для Славянки, как марш

Для Хасанского района любой вариант в радость, сказал корреспонденту “В” в завершение поездки глава администрации Анатолий Мельниченко. С ним связывают возрождение самой южной территории Приморья. Сейчас стабильно платят налоги в районную казну только порт Посьет и коммерсанты. После того как пойдут грузы и пассажиры, появятся новые рабочие места, особенно в строительном комплексе, на транспорте и в индустрии отдыха. Заработают в полную силу все порты, железная дорога, морской флот, появятся предприятия по обслуживанию грузоперевозок и пассажиропотока, начнет развиваться инфраструктура, а стало быть, потекут деньги в районный и краевой бюджеты.

Если говорить об экономической выгоде нового перехода Краскино - Хуньчунь в Хасанском районе, то можно для сравнения привести в пример Пограничный район. По данным регионального представительства ассоциации автомобильных перевозчиков, в прошлом году на автодорожном пункте пропуска “Пограничный” было собрано

3 584 900 000 старых рублей. Сборы с туристов за это время принесли доход в 10 220 000 000 рублей, сообщает краевой комитет по туризму. Доход района на переходах “Сосновая Падь” и “Гродеково” составил 11 930 000 000 рублей, говорится в справке по проверке финансово-хозяйственной деятельности района. При этом расходная часть на обустройство “Сосновой Пади” потянула на

1 600 000 000 рублей, утверждает глава районной администрации Анатолий Роженко.

Главное то, что работа ведется постоянно. А это рано или поздно скажется на уровне развития района и благосостоянии его жителей.

Автор: Николай КУТЕНКИХ, "Владивосток"