Обязан вернуться. И доучиться
Разве скажешь, что человеку на фото всего 24 года? А меж тем это именно так. На снимке, сделанном в мае 1945-го под Веной, мой отец Александр Николаевич ГРАБОВСКИЙ.
Отец родился в 1921 году, в 11 лет потерял отца, а в 17 остался один как перст: мать арестовали по ложному доносу и расстреляли 1 марта 1938-го как польскую шпионку в тюрьме города Иваново. Отец сумел поступить во Второй московский медицинский институт, а осенью 1941 года, с 4-го курса, ушел сначала работать в поликлинику фронтовой Москвы, а затем и на фронт. Правда, с него взяли обязательство – по окончании войны завершить образование.
Служил в отдельном артиллерийско-минометном полку Ставки Главнокомандования. Полк бросали то туда, то сюда, закрывали им дыры в обороне, он поддерживал прорывы наших войск. Отец освобождал Украину, участвовал в знаменитой Яссо-Кишиневской операции, где ему пришлось организовывать оборону полкового медпункта, когда фашисты прорвались из кольца.
За участие в тяжелейших боях у озера Балатон против дивизии «Мертвая голова» отец был награжден орденом Отечественной войны II степени: он спас из горевшей машины боевое знамя полка.
Весной 1945 года отец участвовал во взятии Вены, где и было сделано это фото.
Обязательство, данное в 1941-м, отец выполнил. Он окончил мединститут, но погоны уже не снимал: был судебно-медицинским экспертом, служил в Западной группе войск, затем в Ростове и Киеве, а с 1962 года – на Тихоокеанском флоте в должности главного судмедэксперта. В 1980 году ушел из жизни.
Отец остается для меня примером во всем и сегодня.
Александр ГРАБОВСКИЙ, Владивосток