Порто-франко: пути назад нет
Процесс создания Свободного порта Владивостока выходит на финишную прямую
Проект был подготовлен всего за 4,5 месяца. Документ прошел общественные слушания, был одобрен экспертами и юристами, получил согласование в Общественном совете при президенте и администрации президента России.
Чтобы законопроект «О Свободном порте Владивостока» получил нынешнюю конструкцию и согласовывался с другими законодательными актами, пришлось внести изменения и в другие федеральные законы, сообщает пресс-служба кабинета министров. По данным сайта премьер-министра Дмитрия Медведева, на рассмотрение правительства также вынесены проекты федеральных законов «О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» и «О внесении изменений в законодательные акты в связи с принятием федерального закона «О Свободном порте Владивостока».
Первый документ предлагает распространить статус свободного порта на большинство муниципальных образований южного и частично западного Приморья. Резидентами новой экономической зоны смогут стать не только порты и портопункты, действующие во Владивостоке, Находке, Восточном, Славянке, Посьете, Зарубино, Большом Камне, а также строящийся в бухте Суходол угольный терминал, но и владивостокский аэропорт, предприятия и компании, работающие в транспортно-логистической и туристической отраслях, в сфере высоких технологий и производстве различных товаров. Это позволит им платить единый налог, что существенно упростит ведение бухгалтерских и налоговых операций.
Управлением свободным портом, по данным краевой администрации, займется наблюдательный совет, обладающий широкими полномочиями. В него войдут представители всех заинтересованных сторон: государственных и муниципальных органов власти, профильных министерств, ряда частных и государственных компаний. Это, уверены специалисты, позволит снять межведомственные противоречия и ускорить процесс принятия решений. Особое экономическое положение для данных территорий создается сроком на 70 лет, при этом срок существования свободного порта может быть продлен законом.
На настоящий момент проекты соответствующих законов прошли необходимые согласования в федеральных органах исполнительной власти, а также стадию широкого общественного обсуждения в формате круглых столов, бизнес-клубов и открытых совещаний во Владивостоке, Хабаровске и Москве.
Так, к обсуждению законопроектов были привлечены органы исполнительной власти Владивостокского городского округа и Приморского края, органы местного самоуправления, общественные экспертные советы, представители деловых объединений, портовые и научные организации Приморья, генеральные консульства стран АТР в Приморье. Также использовался богатый опыт свободных портов Шанхая, Пусана, Сингапура. Часть материалов для законопроектов создавалась на основе федерального закона о свободных портах полуострова Крым, который уже вступил в законную силу.
«В» напоминает своим читателям, что в правительство России внесена уже третья редакция проекта федерального закона «О Свободном порте Владивостока». Однако она практически полностью учитывает предложения представителей краевой, муниципальной власти и бизнеса Приморья. Также учтены пожелания Общественного совета и государственно-правового управления администрации президента России. Далее законопроекты пройдут согласительные процедуры в кабинете министров, министерствах и ведомствах РФ для урегулирования принципиальных разногласий между федеральными органами исполнительной власти. По итогам всех процедур законопроекты будут внесены на рассмотрение в Государственную думу Российской Федерации.
Предложение предоставить Владивостоку статус свободного порта с привлекательным, облегченным таможенным режимом было озвучено президентом России Владимиром Путиным в послании Федеральному собранию в декабре 2014 года.
Одновременно с вынесением документа для принятия в Госдуме и утверждения в верхней палате Федерального собрания начнется формирование наблюдательного совета Свободного порта Владивостока.
Автор: Николай КУТЕНКИХ