Амазонки из глубинки

Сельские пенсионеры живут такой интересной жизнью, что их городские сверстники обзавидоваться могут

6 май 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3730 (64) от 6 май 2015
fdea3f761ae4f5c4034a245dcc2eece2.jpg

Седьмой год в селе Алексей-Никольском Уссурийского городского округа существует добровольная народная дружина, ДНД. И не формально – на бумаге, ради галочки для статистической отчетности, а реально взаимодействуя с полицией и прежде всего с пограничниками. Дислокация населенного пункта обязывает: в нескольких километрах граница с Китаем. 

И приласкает, если захочет

Село Алексей-Никольское с населением более 800 человек – административный центр территории, в которую входят села Корфовка и Николо-Львовское. Это еще около 300 жителей. Где также есть свои дружинники. Плюс добровольная пожарная дружина и два отряда юных друзей пограничников. Как во времена Советского Союза.

Местная ДНД хотя и общественная организация, но анархии и расхлябанности здесь нет. Порядок и дисциплина, как в действующем воинском подразделении. И даже обмундирование соответствующее, которое дружинники приобретают за свои деньги.

У каждого члена ДНД есть специальное удостоверение, выданное Пограничным управлением ФСБ России по Приморскому краю. Но красные корочки получают только проверенные люди. Потому что этот документ дает большие права. К примеру, когда весной прошлого года лесной пожар едва не перекинулся на пограничную заставу, дружинников привлекли к ликвидации стихийного бедствия. Но на территорию заставы пропустили только обладателей удостоверения.

Возглавляет народную дружину начальник отдела администрации Уссурийского городского округа по работе с Алексей-Никольской территорией 56-летняя Наталья Коляда. Эта приветливая, но властная женщина – а иначе на такой должности нельзя – напомнила мне дородную круглолицую купчиху с чашкой чая с полотна Бориса Кустодиева. И еще бдительную управдомшу Варвару Сергеевну Плющ из кинокомедии «Бриллиантовая рука» в исполнении Нонны Мордюковой.

Добрая половина личного состава ДНД (а это 13 человек) – представительницы слабого пола в возрасте от 33 до 70 лет! По словам Натальи Васильевны, если бы возрастной ценз был увеличен, то ряды дружинников пополнили бы и 80-летние пенсионерки, коих на селе много.

– К нам просилась 83-летняя Александра Николаевна Сухарева. И хотя она очень активная, но мы ей отказали. Но, чтобы не обижалась, включили в совет ветеранов, – рассказывает предводитель народной дружины.

На вопрос, не страшно ли ей патрулировать улицы с таким… возрастным контингентом (вдруг хулиганы встретятся на пути, обидеть могут), Наталья Васильевна ответила шуткой:

– А вы мой кулак видели?

И поднесла к моему носу свою правую руку. Больше вопросов по поводу пола, возраста и безопасности дружинников у меня не было: с такой женщиной можно идти в разведку. Она, как говорится, и коня на скаку остановит, и в горящую избу войдет. И приласкает, если захочет.

Фигуры делу не помеха

На селе, конечно, слышали о том, что депутаты Законодательного собрания Приморья наконец-то озадачились утверждением краевого закона «Об отдельных вопросах деятельности народных дружин на территории Приморского края». Как известно, наш край в числе 17 субъектов РФ, принимающих закон о ДНД с опозданием. В то же время народные дружины по охране общественного порядка давно действуют в 15 муниципальных образованиях края: в городах Уссурийске и Спасске, поселках Хороле и Новошахтинском, в Пожарском районе и других. В том числе и на Алексей-Никольской территории.

Необходимость существования ДНД здесь очевидна. Помимо близости российско-китайской границы, на территории каждый год официально работают более 200 иностранцев, в основном китайцев. Их привлекают крестьянские хозяйства и фермерские предприятия. Поэтому дружинники вместе с представителями миграционной службы следят, чтобы граждане Поднебесной соблюдали законы РФ, правильно использовали сельскохозяйственные земли, убирали с полей полиэтиленовую пленку и не перебарщивали с удобрениями.

– Раз в месяц у нас учеба. Например, сегодня по плану обучение оказанию первой медицинской помощи, – объясняет Наталья Коляда. – Преподаватели – специалисты по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям. В местном отделе ГО и ЧС есть фельдшер, который работал в «горячих точках». Он, как никто, сможет рассказать теорию и показать свои наработки. Также у дружинников проходят занятия по противодействию терроризму. Они изучают оружие, топографию. У нас проходили соревнования по плаванию, стрельбе и физподготовке. Мы два раза в год сдаем нормативы по стрельбе! Все члены ДНД в хорошей физической форме. Например, Надежда Константиновна Зорина в феврале на «Зарнице» в беге по пересеченной местности не отставала от 9-классников. И в стрельбе из пистолета набрала 24 балла из 25 возможных. А ведь ей в августе исполнится 70 лет!

Наталья Васильевна увлеченно рассказывает о своих дружинниках как о самых близких людях. Хотя мне трудно представить, как в Алексей-Никольском, на этом островке забытого ныне социализма, амазонки пенсионного возраста бегают, прыгают, стреляют из пистолета Макарова, лихо преодолевают полосу препятствий и, словно лани, заскакивают в кузов грузовика без посторонней помощи. Но я ей верю на слово. Мне кажется, городские пенсионеры такой социальной и спортивной активностью не обременены. Для многих из них любимый спортивный снаряд – лавочка возле дома. Да и нынешним городским школярам военно-спортивная игра «Зарница», культивировавшаяся в Советском Союзе, к сожалению, и вовсе неведома. Между тем, убеждена Наталья Коляда, спорт и участие в общественных добровольных организациях отвлекают молодежь от глупостей, пьянства и наркомании.

– Вы не смотрите на наш возраст и наши фигуры. Это делу не мешает. Наши женщины все успевают: и коров подоить, и на занятия прийти, – смеется моя собеседница.

В подтверждение ее слов хочу привести такой факт. Ежегодно в Уссурийском городском округе проводятся соревнования среди команд общественных пунктов правопорядка. Это увлекательное и массовое зрелище, где побеждает сильнейший. Но все дружины в округе сотрудничают только с полицией. А дружинники Алексей-Никольской территории работают еще и с пограничниками, то есть на их плечи ложится двойная нагрузка и с них двойной спрос. Тем не менее команда Натальи Коляды на протяжении 5 лет занимает первые места.

Кстати, сама Наталья Васильевна лучше всех среди дружинников плавает и ныряет.

ДНД – наша жизнь

Бывший бригадир фермы и зоотехник, а ныне пенсионер Людмила Самчук приехала в Алексей-Никольское 8 лет назад. И сразу стала одним из первых членов только что образованной ДНД. Она призналась, что общественной работой болеет со школьной скамьи.

– Я активистка по жизни. Не представляю, как можно сидеть дома, ничего не делать и не заниматься общественными делами. Я всегда с людьми. Что дает мне дружина? Хорошее настроение, чувство локтя и осознание порядка на селе. ДНД – это наша жизнь, это наша сила, поэтому мы не стареем, – призналась корреспонденту «В» Людмила Борисовна.

На селе к дружинникам относятся уважительно, потому что в ДНД идут только авторитетные и уважаемые люди. К их мнению прислушиваются, с ними советуются. Поэтому дружина, помимо охраны правопорядка, выполняет еще и воспитательную роль.

…За день до моего приезда в село Наталья Коляда вместе с дружинниками тушила лесной пожар. Огонь пошел со стороны села Пуциловка и почти вплотную подобрался к домам Алексей-Никольского. Угроза населенному пункту была реальной, но огненную стихию удалось направить в другую сторону с помощь встречного пала. Возможно, «ей жить бы хотелось иначе, носить драгоценный наряд, но кони все скачут и скачут, а избы горят и горят»…

Владивосток – село Алексей-Никольское – Владивосток

Справка «В»

Село Алексей-Никольское основано в 1879 году, это одно из первых казачьих поселений в Уссурийской тайге. Расположено на левом берегу реки Казачки (левый приток реки Борисовки). Расстояние до села Борисовка – около 23 км, до Уссурийска – около 32 км.

Комментарий

Паньков Игорь Николаевич, начальник отдела пограничной службы в селе Синельниково, подполковник пограничных войск:

– В Уссурийском городском округе для выполнения различных работ в тыловых районах привлекается большое количество иностранных граждан. Но, так как округ приграничный, есть вероятность нарушений на границе. Поэтому такие помощники, как добровольная народная дружина села Алексей-Никольского, облегчают нашу работу. Дружинники – это наши глаза и уши в тылу, которые помогают нам в выполнении задач по охране государственной границы. К примеру, появление на приграничной территории неизвестных лиц тут же фиксируется дружинниками. Эта информация передается нам по каналам связи, а мы уже ее отрабатываем.

В 2013 году с одного полевого стана сбежали несколько китайских рабочих. У них произошел конфликт с работодателем из-за плохих, по их мнению, условий работы. Они не стали дожидаться денежного расчета, все бросили и решили вернуться домой. Но документов на пересечение государственной границы у них не было, они были у хозяина – «капитана». Поэтому китайцы пошли на родину, минуя пункт пропуска. О том, что иностранные рабочие ушли, мы получили информацию от членов ДНД. Дружинники также принимали активное участие в поисковых мероприятиях. Одного китайца мы вместе задержали на подступах к границе, двоих задержали пограничники. Этот случай – наглядный пример значимости членов ДНД как активных помощников пограничных органов. 

  

Автор: Сергей КОЖИН