Взятие Рейхстага
В начале Первомая мне удалось расписаться на Рейхстаге. Это была инсталляция взятия Берлина, и находится она на экспозиции Ленэкспо на Васильевском острове в Санкт-Петербурге. Расписываясь на колонне здания немецкого парламента, я думал о своем деде.
Мой дед по материнской линии 22 июня 1941 года встретил в робе зэка, а День Победы он, увешанный орденами и медалями, отмечал в Вене.
В зону дед попал за год до войны.
В день начала войны с фашистами он с бригадой зэка под охраной бойцов НКВД пригнал очередной плот к городу Свободному. За разборкой плота на бревна и пришло страшное сообщение. Старшие товарищи по бригаде сказали парню: «Это твой шанс, сваливай отсюда на фронт или сгниешь».
Так отправили моего деда Тимофея Иванова на Вологодчину, где собирались очередные штрафные роты. Переодели в обмундирование, дали в руки винтовку Мосина… Муштра, строевая, выводили на стрельбище, кормили (нет, про кормежку рассказывать не буду, вдруг дети прочитают).
В октябре отправили на передовую, в самые что ни на есть болота. Калининский фронт. Враг не наступает – все силы бросил на Москву. В декабре 41-го началось контрнаступление. Его роту отправили в атаку уже ближе к Новому году. Надо было захватить другой край замерзшего болота. Практически вся рота полегла. А моему деду повезло (он сам так считал) – на середине болота его тяжело ранило осколком фашистской мины. Смыл кровью!
Больше года его лечили. Освобождал Восточную Европу. Был еще раз ранен и контужен, вместе со всей батареей выставлял огневую завесу при налетах Люфтваффе, прикрывал наши войска от внезапных воздушных ударов. Получал заслуженные награды. В составе фронта воевал в Австрии и юго-восточной части Германии. И победителем зашел в Вену. В столице Австрии рядовой Иванов прослужил до середины 1946 года. Когда пришел приказ о демобилизации, его комиссовали в полку в числе первых из-за множества ранений.
Такими, как мой дед – простыми солдатами, вынесшими за 4 года на передовой все тяготы и невзгоды окопной службы, голод, холод и жару, каждый день ходившими под Богом (уж простите за избитые, но верные слова), было практически большинство на фронте. Миллионы.
Слава богу, что еще остались в живых фронтовики. Сегодняшних живых чествуют так, как тем, кого уже нет, и не снилось. Для живых фронтовиков никакие квартиры и никакие дополнительные платы не равноценны тому, что им пришлось пережить, защищая Родину.
Поднимем 9 Мая «наркомовские» 100 грамм. В память о погибших в войну, умерших от ран и просто не доживших до 70-летия славного праздника.
Вечная им память!
С Днем Победы!
Автор: Николай КУТЕНКИХ