Хуньчунь стремится в порто-франко

Китай заинтересовался Свободным портом Владивостока

22 апр. 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3723 (57) от 22 апр. 2015
5c989d53a24b1575c6c4d913bb5a693f.jpg

Первыми зарубежными партнерами, проявившими интерес к Свободному порту Владивостока и предложившими сразу несколько конкретных проектов, стали руководители китайской провинции Цзилинь.

Откроем небольшой секрет. Произошло это еще в конце минувшего года на первом Владивостокском международном урбанистическом форуме. Тогда по приглашению главы Владивостока Игоря Пушкарева в числе участников был Ли Цзинхао – губернатор Яньбянь-Корейского автономного округа (ЯКАО) провинции Цзилинь КНР. В своем выступлении на острове Русском он поддержал предложенный Игорем Пушкаревым проект строительства современной автомагистрали между Хуньчунем и Владивостоком (включающий возможность возведения моста через Амурский залив в районе полуострова Песчаного) и проект Владивостокской кольцевой автомагистрали (ВКАД). А от себя предложил еще и прокладку скоростной железной дороги от Хуньчуня до Владивостока.

Приграничью нужна экономика

На том ноябрьском форуме корреспонденту «В» удалось побеседовать с главой Яньбянь-Корейского автономного округа.

– Господин губернатор, в своем выступлении вы упомянули термин «трансграничность» в отношениях между двумя нашими соседними территориями. Расскажите, пожалуйста, для наших читателей об этом подробнее.

– В настоящее время около 100 компаний из нашего округа имеют торговые контакты с Российской Федерацией, их экспортно-импортный объем по итогам 2013 года достиг 542 млн долларов США. 26 компаний-лидеров осуществили инвестиции на сумму 330 млн долларов. Для нашего округа Россия является первым направлением для инвестирования и вторым внешнеторговым партнером (после Республики Корея. – Прим. ред.). Сотрудничество происходит в производстве одежды и обуви, морепродуктов, лесоматериалов, угля, в сфере транспортных услуг, машиностроения, металлургии, сельского хозяйства, в строительстве и логистике.

– Эксперты из Яньцзи (столица ЯКАО. – Прим. ред.) подготовили перспективный план развития регионального сотрудничества в районе реки Тумыньцзян (Туманной). Что это за программа?

– Она дополняет расширенную Туманганскую инициативу с помощью пилотной зоны Чанчунь – Гирин – Тумынь и принята на уровне Госсовета КНР. Это идея экономического пояса развития «Шелковый путь», и она является частью стратегического курса открытости Китая. Но в то же время рассматривается и как воплощение инновационной модели расширения этой самой открытости.

Китайские специалисты считают, что в приграничных районах необходимо развивать экономику. По их мнению, развитие этих территорий следует связать с пространственным размещением производства в более широком охвате. Впрочем, владивостокские эксперты также видят необходимость комплексного научного обоснования размещения производительных сил в столице Приморья и окружающих ее районах.

На первом этапе самым логичным здесь выглядит создание международного транспортного коридора, оканчивающегося на берегу залива Петра Великого как части Большого Владивостока и рассматриваемого в перспективе в качестве артерии, связывающей Северо-Восточный Китай и Европу.

В этом транспортном коридоре можно развивать высокотехнологичное автомобилестроение, нефтехимическую промышленность, пищевую и легкую промышленность, производство всевозможного оборудования и т. д. Яньбянь-Корейский округ и Владивосток являются авангардом в проектах коммуникаций, трансграничной логистики и международного туризма.

– На урбанистическом форуме вы говорили о быстрейшем строительстве скоростных автомобильной и железнодорожной магистралей от Хуньчуня до Владивостока…

– Нам нужно строить и открывать новые пограничные переходы между КНР и РФ (прежде всего Хуньчунь – Барабаш), вводить в эксплуатацию современные логистические центры. И продолжать возведение транспортных артерий. Уже построена скоростная автомобильная трасса от Чанчуня до Хуньчуня. Скоростная железная дорога Гирин – Хуньчунь официально будет открыта в 2015 году. И сейчас необходимо строительство скоростной железной и автодороги, связывающей Яньбянь и Владивосток, мостовых переходов через Амурский залив. В более отдаленной перспективе эти дороги свяжут Пекин и Владивосток. Также потребуется обеспечение доступности заграничных поездок граждан наших стран на частных автомобилях.

Пора реальных предложений

Если на Владивостокском международном урбанистическом форуме в ноябре его участники говорили о возможных перспективах, то сейчас наступила пора реальных предложений.

В апреле Россию посетила делегация из Поднебесной во главе с вице-губернатором провинции Цзилинь Гу Чуньли.

В Хабаровске он встретился и провел переговоры с заместителем министра РФ по развитию Дальнего Востока Максимом Шерейкиным. На встрече обсуждалось подписание рамочного соглашения о создании механизма совместной работы и перспективные направления сотрудничества между провинцией Цзилинь и Приморским краем, между Яньбянь-Корейским автономным округом и Владивостоком, сообщает сайт Минвостокразвития.

По мнению Максима Шерейкина, Дальний Восток должен появиться на инвестиционных картах крупных китайских компаний.

– Регион открыт самым смелым и амбициозным проектам. Представители провинции Цзилинь уже в мае этого года прибудут на Дальний Восток, чтобы провести переговоры между бизнесменами Китая и России, – сказал он.

На встрече в Хабаровске речь также шла о возможности участия предприятий провинции Цзилинь в строительстве объектов инфраструктуры в рамках развития Свободного порта Владивостока и территорий опережающего социально-экономического развития (ТОР).

– Китайская сторона предложила рассмотреть возможность прямого авиасообщения между Чанчунем и Владивостоком, – отметил Гу Чуньли. – Предметно обсуждался вопрос по строительству трансграничных высокоскоростных железной и автомобильной дорог Хуньчунь – Владивосток, по созданию совместных предприятий для подготовки технико-экономических обоснований, проведения изыскательских работ на местности, определения круга поставщиков строительных материалов.

Отдельно на прошедших переговорах обсуждалось строительство современных портовых мощностей на берегу залива Петра Великого – одного из подразделений в рамках более масштабного Свободного порта Владивостока. Проект был одобрен руководством двух стран. В настоящее время подписан ряд соглашений о сотрудничестве на официальном уровне и между бизнес-структурами России и Китая.

Комплекс с грузооборотом 60 миллионов тонн в год планируется построить на берегу бухты Троицы, в 18 километрах от границы с Китаем и в прямой доступности от Владивостока. Запуск первой очереди порта запланирован на 2018 год.

– Это интересный и перспективный на сегодняшний день проект для российского Дальнего Востока и Северо-Восточного Китая, в том числе для нашей провинции, – подчеркнул Гу Чуньли. – Строительство порта позволит увеличить торговый оборот и будет способствовать укреплению бизнеса и торговли между нашими странами.

По словам Максима Шерейкина, на первый план выходит развитие инфраструктуры.

– В частности, речь уже идет о создании наземных и морских транспортных коридоров на юго-западе Приморья и строительстве скоростной автотрассы в России на линии Хуньчунь – Зарубино – Владивосток. В настоящее время в рамках готовящегося федерального законопроекта территорию Хасанского района планируется включить в создаваемую зону Свободного порта Владивостока. Все это позволит создать благоприятный инвестиционный климат и позволит усилить сотрудничество со всеми странами АТР, – уточнил замминистра.

Мы открыты для китайских инвестиций

У нашего города появился шанс стать российским Гонконгом или Сингапуром. Сейчас активно готовится федеральный закон по Свободному порту Владивостока. Он открывает возможности для зарубежных инвестиций в создание новых производств, строительство инфраструктуры, научные изыскания и внедрение современных технологий.

– Владивостоку необходимо вырваться из состояния «полуизоляции» на полуострове, с трех сторон окруженном водами залива Петра Великого, – считает глава Владивостока Игорь Пушкарев. – Важнейшая роль в этом принадлежит созданию новой транспортной инфраструктуры, в которой особое значение имеет Владивостокская кольцевая автодорога, мостовой переход с полуострова Муравьева-Амурского на полуостров Песчаный, новые дороги в Китай. К примеру, есть проект по экологически рациональному восстановлению дороги Барабаш – Чуньхуа, действовавшей до середины прошлого века. С ее открытием Владивосток сможет активнее включить свой потенциал в трансграничное сотрудничество, что позволит получить мощный экономический эффект и продолжить динамичное развитие города.

С помощью новой транспортной сети Владивосток сможет быстрее реализовать преимущество своего местоположения и станет центром международной торговли и туризма в АТР. Придание Владивостоку статуса свободного порта также является движением в этом направлении, – подчеркивает Игорь Пушкарев. – Благодаря новому пути, по которому идет приморский мегаполис, будут привлечены инвестиции из Китая, Республики Корея и Японии.

Так, губернатор Яньбянь-Корейского автономного округа Ли Цзинхао на Владивостокском урбанистическом форуме заявил, что путь из Владивостока в Яньбянь составляет более четырех часов, а строительство новых скоростных сухопутных дорог сократит время в пути в 1,5-2 раза. И китайские компании (вместе с банками) готовы принять участие в финансировании перспективных проектов, присоединиться к стратегическому сотрудничеству и укреплению бизнес-связей двух стран, – не сомневается мэр приморской столицы.

 

Автор: Николай КУТЕНКИХ