Приморье дорожает
Свободный порт Владивостока притянет капиталы со всего мира в экономику региона
За 20 лет Приморский край должен подорожать в 15 раз
К такому выводу пришли участники секции «Программы развития и урбанистические проекты в интересах роста человеческого потенциала в Дальневосточном федеральном округе», прошедшей в рамках межрегиональной практической конференции «Развитие человеческого капитала на Дальнем Востоке».
Два дня на разных площадках эксперты обсуждали, как развивать ДВФО – раз и как сделать это правильно – два. В дискуссиях сталкивались наука и практика.
Свободный порт в помощь
Позволят ли существующие мощности региона добиться экономического прорыва? По мнению представителей науки, плацдарм для подобного роста создан. Или, по крайней мере, создается у нас на глазах. С жизнеутверждающим докладом выступил Александр Абрамов, директор Дальневосточного центра экономического развития и интеграции Российской Федерации в АТР.
Ученый связал рост человеческого капитала с ростом имущественных фондов региона. Причем оперировал докладчик 13-значными цифрами.
– Локализация человеческого капитала тесно связана со стоимостью основных активов территории, – отметил ученый. – Мы решили подсчитать, как обстоят дела у нас, в Приморском крае.
По словам Александра Абрамова, стоимость имущественного комплекса региона на 2014 год составила 8,5 триллиона рублей, в то время как стоимость человеческого капитала – 49 триллионов.
– Существует гипотеза сообщающихся сосудов: человеческий капитал перетекает в те территории, стоимость активов которых выше, – пояснил докладчик. – Хорошая иллюстрация – Владивосток. В 2009 году стоимость человеческого капитала здесь равнялась 7,6 триллиона рублей, а фондов – 175 миллиардам, то есть 2,4 процента. Чистая миграция (количество покинувших регион. – Прим. ред.) в тот год составила около 6 тысяч человек. Прошло пять лет, и в 2014-м соотношение уже стало равным 8,5 процента – почти как в Москве. Чистая миграция – 600 человек. То есть утечка кадров сократилась в десять раз. Вывод простой: надо повышать капитализацию основных фондов Приморского края.
Но как это сделать?
– Возьмем горизонт стратегирования – 2035 год, – продолжил Александр Абрамов. – К тому времени человеческий капитал подорожает в четыре раза. Дабы достичь равновесия, нам надо, чтобы имущественные фонды региона выросли в 15 раз. Тогда все у нас будет хорошо. В Приморье одна из самых разнообразных по своей структуре экономик мира. На территории присутствуют все секторы, надо просто поменять некоторые соотношения.
Правда, соотношения эти достаточно серьезны. Так, например, жилищный фонд к 2015 году необходимо нарастить в 2,2 раза.
– Существующий годовой темп жилищного строительства в 3,4 процента это позволяет, – заверил ученый.
Также следует построить гражданские объекты на 2,7 триллиона рублей. Ввести в эксплуатацию новые промышленные объекты. Повысить капитализацию инфраструктуры в 30 раз. Ввести в оборот 5 миллионов новых сельхозугодий.
По мнению ученого, все это достижимо.
– У нас стартуют новые федеральные законы, поддерживающие развитие территории, – сообщил Александр Абрамов. – И тут большая надежда на Свободный порт Владивостока, который запустит новую зону экономического роста, соответствующую озвученным параметрам.
По его словам, во всем мире порто-франко и особые экономические зоны открываются под новые наукоемкие производства и инвестиционные проекты.
– Владивосток станет привлекательным для бизнеса из АТР. Но и местным предпринимателям статус порто-франко только на руку. Особенно тем, кто планирует завозить в край комплектующие, перерабатывать их и по факту производить новый товар. То есть они становятся резидентами свободного порта. Есть множество способов стать резидентом, и я не вижу ограничений ни для отечественного, ни для иностранного капитала, – подчеркнул Александр Абрамов.
Деньги становятся «длиннее»
Экономическое развитие подразумевает большую стройку. Евгений Добрынин, директор департамента градостроительства Приморского края, рассказал о перспективах роста вверенной ему отрасли. По его словам, старт федеральных проектов территориально заточен под юг Приморья, где сейчас формируется Владивостокская агломерация.
– В южной части Приморского края сконцентрировано более 50 процентов населения, три четверти промышленного потенциала, 60 процентов сельхозугодий и 80 процентов портовых мощностей, – рассказал он. – На современном этапе эта территория будет локомотивом роста и реализации новой экономической политики России. Ядро агломерации – Владивосток и Артем. Дальше – Дальнегорск, Арсеньев, Лесозаводск.
Интересно, что не забыта и периферия: в целях развития удаленных территорий рассматривается возможность ни много ни мало создания новых городов, которые будут расположены в логистических узлах и станут центрами размещения рабочих кадров для новых производств. В связи с этим одна из основных задач – обеспечить работников жильем.
– Мы планируем в течение трех-четырех лет выйти на введение в эксплуатацию миллиона квадратных метров ежегодно, – сообщил Добрынин. – Такой рост связан с возможным вступлением в федеральную программу «Жилье молодой семье» и привлечением инвесторов. Пока сдаем по 600 тысяч квадратных метров.
Однако сейчас в строительной отрасли наблюдается спад. Представитель краевой администрации охарактеризовал его как временный и связал с переходом на другие механизмы работы с компаниями-застройщиками.
– При саммите на Приморский край «упало» 600 миллиардов рублей, – заметил Евгений Добрынин. – Деньгами просто затыкали дырки. Там, где отсутствовали профессионалы, брали объемами. Даже здесь, на острове, не было достаточного числа специалистов, способных управлять современной зарубежной техникой. Сломали одну машину – заказали новую. Так и работали. Средства были. Сейчас их нет. Компании, разбалованные саммитом, отказываются заходить на объект без прибыльности в 30 процентов. Сейчас меняются механизмы, ведется переход на «длинные» деньги. Строителям дают преференции, налоговые льготы. Пример для нас – Казань, где строительные компании реализуют проекты, запланированные на 10-15 лет вперед, а доходность составляет три-пять процентов. Поэтому саммит, безусловно, поднял строительную отрасль в Приморье. Но сейчас надо переучиваться, работать по новой схеме, обеспечивающей стабильный рост.
Нужна консолидация
Докладчики подчеркнули особую роль столицы Приморья в реализации федеральных программ развития Дальнего Востока и увеличении капитализации человеческого потенциала дальневосточников.
– Владивосток – уникальный город. Здесь сконцентрировано около 40 процентов от численности всей занятой рабочей силы в Приморском крае. По итогам 2014 года город вкладывает в ВРП края порядка 60 процентов, – подчеркнула Мария Кузьменко, начальник управления экономики администрации приморской столицы. – Если трактовать человеческий капитал как возможность генерировать валовой региональный продукт, то мы эту задачу выполняем и будем выполнять.
Но столица Приморья также генерирует масштабные урбанистические проекты, самый амбициозный из которых Владивостокская кольцевая автодорога.
– Проект разделен на пять этапов. Реализация только первого из них позволит достигнуть существенных социально-экономических показателей, – отметила Мария Кузьменко. – В частности, и по укрупнению человеческого потенциала. Первый участок даст эффект по экологии, оцениваемый в 300 миллионов рублей. Сократятся транспортно-эксплуатационные затраты, что оценивается в 80 миллиардов рублей. Уменьшится время пребывания пассажиров в пути – эффект оценивается в 318 миллиардов рублей.
По словам представителя администрации Владивостока, необходима консолидация усилий всех уровней власти. Особенно в плане реализации проекта порто-франко.
– Разработчик проекта – министерство развития Дальнего Востока – организовал его масштабное обсуждение. В последнюю на данный момент редакцию вошла норма о включении в состав резидентов Свободного порта Владивостока хозяйствующих субъектов, у которых в наличии есть филиальная сеть. По расчетам нашего управления, расширение базы резидентов заметно усилит экономический эффект. Мы можем прогнозировать к 2025 году рост ВРП в 2,5 раза. Количество созданных рабочих мест превысит отметку в 110 тысяч. Этот показатель прямо повлияет на повышение уровня жизни в регионе, ее качества.
Автор: Сергей ПЕТРАЧКОВ