Cвободный порт Владивостока станет драйвером развития всего региона

О присвоении приморской столице статуса порто-франко говорят на самых высоких уровнях, а эксперты просчитывают, каким образом свободный порт привлечет внимание инвесторов.

21 апр. 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3722 (56) от 21 апр. 2015
88062ea90c6acec062db5347144b145e.jpg

По предварительным расчетам, эффект от законопроекта оценивается как утроение валового регионального продукта Приморья в период до 2025 года. Результатом введения статуса Свободного порта Владивостока станет развитие территории, рост экономики, закрепление здесь людей и увеличение численности населения. По предварительным расчетам, за 10 лет Свободный порт Владивостока даст экономический прирост на 34 процента в масштабах всего Дальневосточного федерального округа.

Городу нужен особый статус

Ректор ВГУЭС Геннадий Лазарев однозначно высказывается за присвоение Владивостоку статуса свободного порта.

– Одним из условий развития страны должно быть наличие сильных территорий в регионах. Приморский край – это уникальная площадка для России, благодаря которой на Дальний Восток должны идти инвестиционные ресурсы. Для этого нужно придать особый статус Владивостоку, так как это единственная территория, которая расположена в южной части Приморья – центре АТР. Однако денег на развитие в региональном бюджете нет. В связи с этим возникает закономерный вопрос: где же их взять? Эту задачу и может решить порто-франко.

В конце XIX – начале XX веков у Владивостока уже был статус открытого порта, и за эти 40 лет наш город динамично развивался. Поэтому не надо оригинальничать, а надо обратить внимание на собственную историю и перенять передовой мировой опыт.

Хотелось бы отметить, что порто-франко – это не только налоговые, но и таможенные и административные преференции. Сейчас, когда в отношении России введены санкции, развивать нашу территорию будет невероятно сложно.

В проекте присвоения Владивостоку статуса свободного порта мы должны прописать такие условия, чтобы инвесторы предпочли вести бизнес у нас, а не где-то в другом месте.

Множество наших законов нуждается в корректировке. Например, если не менять миграционное законодательство, то инвестор не сможет нормально у нас работать. Представьте: приехал к нам бизнесмен, вложил несколько миллионов рублей в предприятие и задержался на сутки – опоздал на самолет, предположим. Такой промах наши контролирующие органы сочтут нарушением миграционного законодательства, депортируют предпринимателя из страны и запретят ему въезд на несколько лет. И кому нужен такой бизнес?

Чтобы создать комфортные условия для инвестора, экспертному сообществу придется потрудиться. Я думаю, что если задумка будет реализована грамотно, то по темпам развития наш край будет находиться в первой тройке регионов страны.

Основы заложены, сверка – впереди

Обсуждая выгоды от введения статуса порто-франко, эксперты опираются на конкретные цифры и экономические показатели Свободного порта Владивостока. О том, какими методами рассчитывался своего рода бизнес-проект «Свободный порт Владивостока», рассказала «В» проректор по научной и международной деятельности Татьяна Терентьева.

– Для экономического прогноза показателей в результате создания свободного порта мы проанализировали структуру и объем инвестиций в основной капитал Приморья, предполагаемый прирост объема инвестиций, основанный на опыте зарубежных стран, и численность занятых в экономике края граждан. Получили три прогноза: оптимистичный, пессимистичный и реальный.

Наиболее вероятный сценарий показывает: к 2025 году ВРП увеличится в 2,7 раза, инвестиции в основной капитал – в 2,5 раза, численность занятых в экономике граждан – в 1,3 раза, производительность труда – в 2 раза. В основу вычислений положены разработки Института социально-экономических исследований Уфимского научного центра РАН.

Однако министерству развития Дальнего Востока предстоит еще многое просчитать. Например, откуда взять выпадающие доходы таможни, которая останется без прибыли. До сих пор идут прения, кто имеет право стать резидентом свободного порта, а кто – нет.

Изначально предполагалось, что участниками порто-франко станут лишь новые предприятия с прорывными технологиями, которые смогут доказать, что их деятельность будет способствовать развитию региона. Конкретные условия участия в порто-франко еще не прописаны, но, скорее всего, предприятия должны будут соответствовать определенным нормам количества сотрудников, их квалификации. Также производства обяжут держать установленный уровень технологий, вложить определенную сумму инвестиций.

Тех, кто будет работать на льготных условиях, не должно быть много, мы сможем их пересчитать по пальцам. Отмечалось, что это должны быть мощные предприятия. Однако, если даже к нам придет инвестор с тремя рублями и готов будет отдать их региону, мы должны будем всячески холить и лелеять этого предпринимателя.

Открыв ворота свободного порта, мы рискуем стать перевалочной базой. Здесь вырисовывается другая задача – превратиться из посредника в производителя и продавца, развить реальный сектор экономики.

Если расширим производство, увеличится количество работающих, а значит, вырастет и объем налогов, в том числе возрастут отчисления, из которого формируется бюджет города.

А вот кризисные тенденции в экономике в сценарии развития порто-франко мы не учитывали. Посчитали так: есть обстоятельства непреодолимой силы, с которыми мы ничего не сможем сделать. Мы можем только доказывать здесь, работая с инвестором, что мы честны и будем добросовестно исполнять однажды взятые на себя обязательства.

Автор: Катерина МАТВЕЕВА