Свободному порту потребуются морские специалисты
Как закрепить население на Дальнем Востоке, чем привлечь людей из других регионов, обсуждали участники межрегиональной практической конференции «Развитие человеческого капитала на Дальнем Востоке», состоявшейся на острове Русском.
На заседании постоянно поднимался вопрос о нехватке людских ресурсов на Дальнем Востоке вообще и профильных специалистов в частности. Уже нынешним летом будет принят федеральный закон «О Свободном порте Владивостока» и его подпишет президент РФ Владимир Путин. Наверняка понадобится много новых инженеров, технологов, менеджеров, стивидоров, штурманов, корабелов. Именно эти профессии будут востребованы в первую очередь на предприятиях будущего Свободного порта Владивостока – те, что связаны с доставкой морем всевозможных грузов со всех концов света, их перевалкой на причалах и оформлением, строительством и ремонтом торгового флота. Причем речь идет не только о командном составе, но и о среднем и младшем плавсоставе, ремонтниках и корабелах, докерах.
В кулуарах форума журналист «В» пообщался с одним из участников конференции – ректором МГУ Сергеем Огаем – и попросил прокомментировать ситуацию с обеспечением Свободного порта Владивостока необходимым количеством специалистов.
– Сергей Алексеевич, а хватит ли ваших выпускников для реализации проекта порто-франко?
– Требуемые на начальный период становления Свободного порта Владивостока объемы кадров и количество выпускников, скорее всего, не совпадут. Но ведь и цели такой пока никто не ставил. Приведу пример. Дальневосточный центр судостроения и судоремонта планирует в ближайшие годы освоить выпуск гражданской техники для нефтебуровых и добычных платформ, а также резко увеличить по госзаказу ремонт боевых кораблей. И уже в ближайшие месяцы понадобятся новые слесари, токари, сварщики, корпусники. С каждым годом таких специалистов будет требоваться все больше. Вот с учетом этого мы и выстраиваем свой учебный процесс, постепенно увеличивая набор и выпуск рабочих. То есть на пике необходимости холдинг получит максимум подготовленных и наиболее востребованных специалистов.
И мне кажется, что для свободного порта вряд ли понадобится какой-то особенный кадровый состав. Высшие учебные заведения во Владивостоке смогут с легкостью закрыть все возникающие потребности. Но, думаю, студентам и курсантам потребуются новые знания. Они будут международного экономического, юридического и языкового плана. Чтобы эти специалисты уютно себя чувствовали в новой сфере деятельности.
– Примеры многих лет показывают, что выпускники штурманского факультета бурсы (так между собой называют вуз курсанты и выпускники МГУ. – Прим. авт.), переходя на любую руководящую работу, легко справляются с ней. Не находите?
– Я бы не стал преувеличивать. Все зависит от конкретного человека и его способностей. Если личность пытливая с детства, впитывает в себя знания и растит здоровые амбиции, никогда не стоит на месте в сфере обучения, то, скорее всего, успешно пользуется возможностями карьерного роста. Хотя и соглашусь в том, что наши выпускники чаще других становились министрами, губернаторами, главами компаний, мэрами, успешными управленцами в различных сферах деятельности. Ну так нашим штурманам и капитанам приходится управлять судами и экипажами иногда в чрезвычайных ситуациях: даже Тихий океан зачастую бывает своенравен и непредсказуем. А в последние годы они вынуждены руководить разноязычным составом экипажей (прямо как при строительстве Вавилонской башни) – это все накладывает свой отпечаток. При подготовке судоводителя учитывается много нюансов, включая различные аспекты международного права и психологии. Поэтому выпускники МГУ могут повести за собой остальных, они не потеряются в любой сложной ситуации. И легко смогут адаптироваться к реалиям жизни. В том числе и к реалиям будущего Свободного порта Владивостока.
Автор: Николай КУТЕНКИХ