Скрипичный ребенок все равно ребенок
Серьезные педагоги из музыкального училища на вопрос, кто из участников недавнего краевого конкурса “Юный скрипач” показался им самым ярким, ответили единогласно: “Катя Тыква! Неординарная девочка!” Про Катю много говорили и раньше - она начала побеждать на конкурсах разного ранга еще в 95-м году. Сейчас ей одиннадцать, она учится в 6-м классе владивостокской гимназии № 1. Выбрав час между уроком по специальности у профессора Феликса Кальмана в институте искусств и началом занятий в средней школе, Катя, смущаясь и покусывая от волнения ногти, дала мне одно из первых в своей жизни интервью. Рослая, нехрупкого сложения девочка в оранжевом пуловере и голубых джинсах, она показалась мне похожей на юного пианиста Женю Кисина - та же грива африканских непослушных волос, тот же отсутствующий взгляд. Но Кисин уже вырос, а Катя еще в начале пути...
Серьезные педагоги из музыкального училища на вопрос, кто из участников недавнего краевого конкурса “Юный скрипач” показался им самым ярким, ответили единогласно: “Катя Тыква! Неординарная девочка!” Про Катю много говорили и раньше - она начала побеждать на конкурсах разного ранга еще в 95-м году. Сейчас ей одиннадцать, она учится в 6-м классе владивостокской гимназии № 1. Выбрав час между уроком по специальности у профессора Феликса Кальмана в институте искусств и началом занятий в средней школе, Катя, смущаясь и покусывая от волнения ногти, дала мне одно из первых в своей жизни интервью. Рослая, нехрупкого сложения девочка в оранжевом пуловере и голубых джинсах, она показалась мне похожей на юного пианиста Женю Кисина - та же грива африканских непослушных волос, тот же отсутствующий взгляд. Но Кисин уже вырос, а Катя еще в начале пути...
- Катя, ты помнишь, как в твоей жизни появилась скрипка?
- Мне было четыре с половиной года, когда я начала заниматься музыкой. А где мама взяла скрипку, лучше у нее спросить.
Тут к разговору подключилась Катина мама - доцент кафедры народных инструментов института искусств Татьяна Тыква, энергичная, испанского типа женщина, хороший музыкант, как сказал про нее профессор Кальман. А какая мама не любит поговорить о своем чаде!
- Как все начиналось? Катерина очень много знала в детстве песен. Я играла на фортепиано, а дочь пела. Если кто-то приходил в гости, это был двухчасовой концерт - песен пятьдесят. В сад Катя не ходила, потому что часто хворала. Приходилось брать ее с собой в институт на занятия, на репетиции оркестра. При этом она делала какие-то совершенно изумительные рисунки, выделывала какие-то па на ковре. Но венцом всего было, когда она в четыре года подходила к фортепиано и начинала подбирать главные или побочные партии из 6-й симфонии Чайковского, например.
Настал момент, когда из комнатной мимозы пора ей было во что-то превращаться. Ни на танцы, ни в художественную школу не было возможности ее отдать, так что я ее в своем родном институте решила “пристроить”. Я поговорила с Любовью Борщевой, профессором кафедры струнных инструментов, и она предложила: “Попробуйте начать заниматься на скрипке”. Так Катя в четыре с половиной года стала ходить на занятия, и я купила ей первую маленькую скрипку.
- Катя, что кроме скрипки и музыки тебе еще сегодня интересно?
- Мне нравится математика, английский. Литературу я люблю.
- У тебя хватает времени что-то читать не по программе?
- Иногда. “Капитанскую дочку” недавно читала, “Дети капитана Гранта”, рассказы Чехова. Бывает, что я читаю вслух, а мама что-то по дому делает. Но это не каждый день получается.
- А с телевизором как твои отношения складываются?
- Люблю смотреть “Секретные материалы”. Конечно, там не все как по-настоящему, но что-то правдивое есть. А вообще редко смотрю телевизор.
- Сколько нужно отдавать скрипке времени, чтобы побеждать на конкурсах и играть такую сложную программу, как у тебя?
- Каждый день 4-5 часов. И в выходные, и в праздники. Один раз я только не играла - в свой день рождения.
- В какое время дня ты обычно занимаешься?
- С утра, часов в восемь, сразу после завтрака.
- А что любишь есть на завтрак?
- Макароны. Люблю, когда мама готовит торты, печенье. На день рождения она мне испекла торт “Рыжик”.
- На день рождения много к тебе приходило гостей?
- Подружка была, с которой мы раньше в одной школе учились. Еще разные люди приходили, поздравляли.
- Как в классе у тебя отношения складываются? Мальчишки тебя не колотят?
- Я сама могу кого-нибудь поколотить. Пеналом по голове, например, если меня будут “доставать”.
- Не дразнят тебя из-за “съедобной” фамилии?
- У нас в классе много веселых фамилий - Заяц, Куст, еще разные. Я сама своей фамилии не стесняюсь.
- Приятно, наверное, слышать: “Гран-при получает Екатерина Тыква!” Кстати, сколько в твоей жизни было серьезных побед?
- Гран-при на краевом конкурсе скрипачей в 95-м году, в 96-м - первое место на городском конкурсе, гран-при на городском в 97-м и вот в этом году гран-при на краевом. Это во Владивостоке. А еще я ездила в прошлом году в Новосибирск на открытый конкурс молодых скрипачей Сибири и Дальнего Востока и заняла там первое место.
- Удивительно, как ты стабильно хорошо выступаешь на конкурсах. Ты что, совсем не волнуешься, не дрожишь за сценой?
- По-разному бывает. Смотря что предстоит играть. Если вещи сложные, например концерт Паганини или “Партита” Баха в 4 частях, тогда, конечно, волнуюсь. Сейчас на международный конкурс в Новосибирск мы готовим программу из восьми произведений. Среди них есть очень длинные и трудные.
- Ты имеешь право голоса при выборе программы?
- В основном все решает педагог, но я могу высказывать пожелания.
- Вообще у тебя с Феликсом Гинельевичем какие отношения?
- Теплые.
- Есть ли у тебя любимые произведения?
- Да, концерт Макса Бруха соль минор.
- Сколько раз тебе нужно сыграть, чтобы запомнить вещь наизусть?
- Два-три раза достаточно.
- Какой у тебя сегодня инструмент?
- Целая скрипка, австрийская, 1905 года. Очень долго у меня не было своего инструмента, я играла на том, что оставалось от других учеников. Купить хорошую скрипку сегодня очень дорого - 2 тысячи долларов и больше. А эту мне подарил губернатор совсем недавно, 6 марта, после того, как я вернулась из Москвы. На конкурсе в музыкальном училище в наш класс зашли какие-то студентки, и одна из них сказала, что не так давно хотела купить такую скрипку. Видимо, много претендентов было на этот инструмент.
- Мы уже писали о том, что ты стала обладателем стипендии министерства культуры и была приглашена в Москву вместе с другими молодыми музыкантами из Владивостока. Чем поразила тебя столица?
- Больше всего мне понравился Большой театр, где мы смотрели “Лебединое озеро”. В большом зале консерватории слушали оркестр Михаила Плетнева. Еще ходили на “Иоланту”. Мне бы хотелось жить в Москве, ходить на разные концерты...
- А саму министерскую стипендию ты получила?
- Нет, сказали, что ее будут выдавать во Владивостоке. В прошлом году мне вручили стипендию от Приморского фонда культуры. Купили на нее мне магнитофон, для школы многое.
- А что-то для души ты себе покупала?
- Да, шоколад пористый, я его очень люблю, чипсы еще.
- Есть ли у тебя любимая песня?
- Да, про куклу Машу и куклу Дашу...
На этом нам пришлось прервать беседу - Катя уже опаздывала в гимназию. Продолжить разговор согласился Катин педагог, человек, которого по праву называют первой скрипкой у нас в городе - профессор Феликс Кальман:
- Трудно сказать, как и почему появляются талантливые дети. Закономерностей тут нет. Самородок может появиться где угодно, в любой семье. Помните, был такой мальчик из Сибири Вадим Репин? В юные годы он покорил всю страну. Он был из обычной семьи, немузыкальной. Катя Тыква, бесспорно, богато одарена от природы. Не последнюю роль тут играет и генетика - она выросла у мамы-музыканта. Да, у Кати есть весь комплекс музыкальных данных, но это еще не все. Есть масса психофизиологических моментов, чтобы из одаренного ребенка вырос настоящий музыкант. У Кати хорошая светлая голова, у нее за душой есть что сказать слушателям. Есть большая энергия исполнения, темперамент. Еще немаловажное качество - умение концентрироваться во время выступления. Уже приобретена солидная виртуозность, ее игре присущ красивый выразительный звук.
Но я бы хотел, чтобы она занималась музыкой больше и рациональнее, не отвлекалась. Знаете, я очень не люблю все эти разговоры о том, что талантливые дети лишены детства. Да, они много занимаются, много сил отдают инструменту. Но они компенсируют это все тем удовольствием, которое испытывают, выходя на сцену! Сцена - это очень заразная вещь. Когда ты чувствуешь ответную реакцию зала, находишь отклик в слушателях... Думаю, что Катя уже тоже небезразлична к сцене, этот вирус уже в ней. И еще я всегда с оптимизмом смотрю в будущее талантливых детей - независимо от условий, они найдут свое место в жизни. Не здесь, так за рубежом, но талант - он всегда пробьется.
Автор: Светлана КОСТЕНКО, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), "Владивосток"