Племя героев
Самые знаменитые воздушные асы России оттачивали летное мастерство в столице Приморья
В день 70-летия Великой Победы в приморском селе Романовка откроется новый памятник. На постамент будет водружен самолет Су-24 МР – прославленный морской разведчик. Рядом установят стелу с именами погибших в годы Великой Отечественной войны жителей села и летчиков из расквартированной здесь воинской части.
Все дело в том, что именно аэродром в Романовке уже 80 лет является основной базой морской авиации на Дальнем Востоке России.
Накануне торжественного события в штабе морской авиации Тихоокеанского флота во Владивостоке чествовали ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов вооруженных сил, отдавших свой долг Родине в годы «холодной войны». На встречу собрались боевые офицеры из всего Приморья, пригласили учеников средних школ Владивостока. Молодое поколение с удивлением открывало для себя страницы славной боевой истории флотской авиации.
Вспомним всех поименно
– В живых осталось совсем немного фронтовиков. Конечно, им нужно оказать знаки внимания, отметить их ратный труд в той страшной войне, поддержать материально, – говорит председатель совета ветеранов морской авиации флота полковник Владимир Ермолкин. – А еще важно, чтобы потомки знали и помнили: один только Владивостокский гарнизон морской авиация ТОФ дал стране больше всего Героев Советского Союза и Героев России. Их 25 человек! Общее же количество летчиков-тихоокеанцев, служивших в боевых частях морской авиации и получивших золотую Звезду Героя, еще больше. А кавалеров боевых орденов, включая иностранные, многие сотни. Десятки офицеров стали заслуженными военными летчиками и штурманами. В том числе и поэтому Владивосток носит гордое звание города воинской славы.
В числе наших прославленных боевых пилотов – генерал-майор авиации Алексей Мазуренко, ставший Героем Советского Союза дважды.
Несколько тихоокеанцев, получивших высочайшее звание Героя, погибли на фронтах Великой Отечественной. Среди них старший сержант Григорий Асеев и генерал-майор авиации Николай Остряков, прославившийся еще в небе Испании (его именем назван проспект во Владивостоке).
Звание Героя Советского Союза и медаль «Золотая Звезда» получили майор Михаил Бадюк, подполковники Алексей Тарасов, Илья Серов и Алексей Денисов, полковники Михаил Барбашинов, Константин Алексеев, Анатолий Крохалев, Михаил Лорин, Семен Львов, Юрий Чурилов, Александр Синицын и Николай Бокий.
В начале славных дел
Здесь уместно вспомнить, что вообще звание Героя Советского Союза было учреждено именно для того, чтобы отметить подвиги, которые совершили еще в довоенное время военно-морские летчики – военморлеты, как их тогда называли.
– Действительно, первыми Героями Советского Союза в нашей стране стали морские летчики во главе с Анатолием Ляпидевским и Николаем Каманиным, – подтверждает Владимир Ермолкин. – Они прославились в 1934 году, спасая застрявших во льдах челюскинцев. Сейчас практически никто уже не знает, что летали они на самолетах морской авиации ТОФ.
…Два цельнометаллических тяжелых двухмоторных бомбардировщика-моноплана ТБ-1 для спасательной операции взяли на аэродроме в Романовке. Самолеты в разобранном виде были направлены 21 октября 1933 года на борту парохода «Сергей Киров» в Петропавловск-Камчатский. Там их перегрузили на пароход «Смоленск», который доставил важный груз в бухту Провидения. В конце ноября самолеты выгрузили на лед, собрали и облетали. Пилотировали аппараты летчики Ляпидевский и Чернявский.
Еще пять многоцелевых одномоторных самолетов Р-5 выделили из состава бомбардировочной авиационной эскадрильи ВВС морских сил Дальнего Востока на аэродроме «Воздвиженка». Эти самолеты, тоже в разобранном виде, доставили по железной дороге во Владивосток, погрузили все на тот же «Смоленск», который проследовал до мыса Олюторского – далее простиралось сплошное поле льда. Здесь после завершения операции по сборке аппаратов прямо на льду и проверочного облета 21 марта 1934 года вся пятерка была поднята в воздух.
С помощью этих самолетов в материковый поселок Ванкарем доставили всех моряков и ученых с застрявшего во льдах Чукотского моря и затонувшего судна.
Закрытое небо Владивостока
– Сейчас в это трудно поверить, но в годы войны во Владивостоке было девять (!) военных аэродромов, из них четыре сухопутных и пять гидроаэродромов, – рассказывает полковник Ермолкин.
Береговые аэродромы были расположены на Второй Речке и Седанке, возле бухты Шамора и в бухте Бабкина на острове Русском. На них базировались истребители, бомбардировщики, торпедоносцы, транспортные и разведывательные самолеты. Для гидропланов использовались бухты Патрокл, Парис и Воевода на Русском, а в Амурском заливе – возле станций Вторая Речка и Океанской.
Сокращение количества аэродромов вместе с пунктами управления, ремонтными базами и ангарами, личным составом, учебными отрядами и тыловыми подразделениями началось в 1960-х годах. Сегодня осталось всего два летных поля в пригородной зоне – на Седанке (для вертолетов) и Шаморе (для маломерной авиации), они используются от случая к случаю. Ближайшие действующие аэродромы для боевых самолетов находятся уже за пределами Владивостока – это «Центральная-Угловая» и «Кневичи».
Справка «В»
На сегодняшний день морская авиация ТОФ состоит из ряда соединений и частей. В их числе – один отдельный истребительный и два смешанных авиаполка (один из них противолодочный), отдельная транспортная авиационная и отдельная корабельная противолодочная вертолетная эскадрильи, а также группировка дальних ракетоносцев Ту-22М3 и несколько других воздушных подразделений на аэродроме «Каменный ручей».
Совсем недавно был сформирован отряд беспилотных летательных аппаратов, куда входят шесть лицензионных БПЛ «Форпост» и наземная станция управления.
В перспективе – создание еще одной эскадрильи, для которой на авиазаводе «Прогресс» в Арсеньеве построят морские вертолеты Ка-52К для огневой поддержки и диверсионно-разведывательной деятельности. Они станут основой боевых сил вертолетоносцев «Мистраль» с местом базирования во Владивостоке.
Досье «В»
Многие будущие прославленные летчики-испытатели, генералы авиации и Герои России начинали свою летную карьеру именно в составе морской авиации ТОФ на юге Приморья.
Генерал-майорами авиации стали Владимир Абрамов, Василий Трушкин и Константин Денисов, звания генерал-лейтенантов авиации получили Виктор Конарев, Иван Романенко, Иван Бохонко и Александр Кузнецов.
Александр Мироненко дослужился до звания генерал-полковника авиации, а Иван Борзов – до звания маршала авиации, оба в разное время стали командующими авиацией Военно-морских сил СССР.
Накануне Великой Отечественной войны командующим ВВС ТОФ был Семен Жаворонков, впоследствии ставший маршалом авиации и министром гражданской авиации СССР.
Особо стоит отметить генерал-полковника авиации Евгения Преображенского, командовавшего ВВС ТОФ после войны. Именно он летом 1941 года во главе минно-торпедного авиаполка первым бомбил Берлин. А летом 1945-го под его командованием высаживался воздушный десант на 27 самолетах в китайском порту Дальнем. Тогда за короткий срок удалось перебросить из Владивостока свыше 1100 военнослужащих, 50 тонн тяжелого оружия, боеприпасов, продовольствия.
Автор: Николай КУТЕНКИХ