Помогите! Только если знаете как
Что делать, когда на ваших глазах человеку стало плохо?
Все мы видели, как оказывают первую помощь в фильмах: к упавшей в обморок девушке бросается какой-нибудь бравый герой, с ходу ставит диагноз и делает искусственное дыхание. Или непрямой массаж сердца. Или хлопает по щекам, дает понюхать нашатырный спирт. И пришедшая в сознание красавица пылко благодарит спасителя. А вот в жизни почему-то чаще можно увидеть иную ситуацию: возле лежащего без чувств человека бестолково топчутся прохожие, суетливо размахивая руками и требуя вызвать «скорую».
Выхожу я из театра, а там девушка лежит
– В тот вечер я выходил из театра молодежи и увидел девушку, лежавшую без сознания прямо на асфальте, – рассказывает житель Владивостока Сергей. – Возле нее толпились ее друзья – те, которые играют на гитарах в переходах. Я, конечно, забеспокоился: молодежь толком помочь девчонке не могла, лишь усадили ее на лавочку и бестолково суетились рядом. В силу специфики своей профессии я знаю, как оказывать первую помощь людям, находящимся без сознания. На тот момент «скорую» ребята уже вызвали, но, чтобы не ждать, я предложил отвезти пострадавшую в больницу, но те отказались, сказав, что у нее нет документов. Я решил осмотреть девочку и понял, что она находится под воздействием наркотических синтетических средств: зрачок широкий, практически на весь глаз, на раздражители не реагирует. Бедняга сильно замерзла, дыхание было затруднено, а пульс практически не прощупывался.
Такое воздействие оказывают курительные синтетические смеси, известные как спайсы. Из-за них у человека падает сахар в крови. Чтобы кровь прилила к голове девушки, я приподнял ей ноги, послал ребят принести воды и по возможности чего-нибудь сладкого. В итоге в соседнем баре ей сделали сироп, и мы ее напоили. Пока ехала «скорая», она немного оклемалась, начала ходить. В таких случаях важно, чтобы работало сердце, поэтому лучше, чтобы человек двигался.
Как признался Сергей, он по собственному опыту знает, что часто люди не только не могут оказать первую помощь, но даже не вызывают к пострадавшим медиков.
– Лет пять назад мы с приятелем в районе «БАМа» увидели лежавшего возле пешеходного перехода мужчину, он был весь в грязи, без сознания, – вспоминает Сергей. – Прохожие не обращали на него внимания, думали, что просто бомж напился и уснул на тротуаре. Мы все-таки решили поинтересоваться, что с ним случилось, перевернули – оказалось, вполне нормальный гражданин, алкоголем от него не пахло. Вызвали «скорую», и, когда она приехала, выяснилось, что мужчину разбил инсульт, а грязный он, потому что упал и полз.
Из лучших побуждений
Таких историй можно рассказать множество. Но бывают и другие случаи – когда неравнодушные люди все-таки пытаются помочь. Иногда слишком рьяно.
– Дело было ранним утром, шел рейсовый автобус из деревни в город, – рассказывает врач скорой помощи Партизанска Галина Федоровна. — Один из пассажиров – мужчина лет 50, в белой рубашке, галстуке, с портфелем. Как стало известно позже, накануне он отмечал праздник, много выпил, поэтому утром не сел за руль, а решил воспользоваться общественным транспортом. В жарком, душном автобусе на фоне похмелья ему стало плохо. Кто-то из пассажиров уступил ему место. Пока он пытался прийти в чувство, какая-то сердобольная женщина пшикнула ему в рот сердечный препарат. Мужчине стало еще хуже, он побледнел, покрылся холодным потом, а она отодвинула ему нижнюю губу и брызнула лекарство еще раз, для верности. Тут несчастный совсем обмяк. Но упасть на пол, что, безусловно, значительно облегчило бы его состояние, ему не дали. Двое крепких мужчин держали человека за плечи вертикально, прижимая к спинке сидения, а кто-то принялся поливать ему голову минеральной водой из бутылки. Тут, на счастье этого бедолаги, пассажиры увидели нашу машину: мы в тот момент возвращались с вызова. Водитель автобуса посигналил, мы остановились.
Фельдшер забежал в автобус, а пострадавший уже практически труп. Без сознания, холодная, покрытая потом бледная кожа, зрачки широкие, на свет реакции нет, пульс не прощупывается, дыхания тоже не видно. Первая попытка уложить его на пол не удалась: пассажиры просто не дали этого сделать. В итоге, матерясь, фельдшер все-таки вырвал мужика из цепких рук спасателей, положил его на пол автобуса и начал делать закрытый массаж сердца. Секунд через 20 зрачки у него сузились, кожа стала приобретать нормальный цвет, появились дыхание и пульс. Окончательно в сознание пациент пришел уже в приемном отделении. Тяжелый медикаментозный коллапс у человека случился. Мог и помереть ненароком – стараниями добрых людей…
Уберите от больного таблетки!
Сами врачи неотложки уверяют: неподготовленный человек оказать помощь пострадавшему не сможет. А вот навредить – запросто.
– В законе регламентировано такое понятие, как первая помощь. Ее могут оказывать работники силовых структур, а также участники дорожного движения – в общем, те, кто проходил соответствующие курсы, – объясняет заместитель главного врача КГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи Владивостока» Егор Жидков. – Остальные граждане – кто такие курсы не проходил – могут только навредить. Сделав, например, непрямой массаж сердца, можно не только сердце не запустить, но и ребра сломать, а вытаскивая из авто попавшего в ДТП человека, можно запросто усугубить его положение, если, например, у него позвоночник поврежден.
Так чем же могут помочь обычные прохожие? Самое посильное – позвонить в «Скорую помощь».
– Звонить нужно правильно, – продолжает Егор Жидков. – Четко отвечать на вопросы дежурного оператора, не перебивать и не задавать встречных вопросов, потому что диспетчер в ходе беседы с вами пытается определить профиль вызова и понять, насколько он экстренный. Все, больше никаких действий совершать не нужно. Кроме самых элементарных.
Например, если человек упал в обморок, нужно открыть окна, уложить пострадавшего на спину, обеспечить доступ свободного воздуха, освободить от стесняющей одежды, положить что-то под голову, укрыть его, если холодно.
– Это простейшие вещи, – говорит главный врач Станции скорой медицинской помощи Владивостока Дмитрий Чурилов, – но и их не могут сделать. Если вы вызвали «скорую» на дом, то будьте так любезны – назовите ориентиры, особенно если живете в частном секторе. Часто случается так, что мы приезжаем, например, в Советский район, где сплошь стоят частные дома, на которых нет ни названий улиц, ни номеров, и приходится искать нужный адрес вслепую. При этом хозяева, ожидая бригаду, даже не убирают своих собак.
Запомните эти правила: вызвав «скорую», нужно обеспечить подъездные пути, поднять шлагбаум, если он есть, назвать приметы дома или здания, где находится пациент, открыть дверь в подъезд, если нет домофона, убрать домашних животных.
– Иногда люди вызывают врачей к потерявшему сознание человеку и уходят, – продолжает Егор Жидков. – При этом диспетчеру, кроме того, что «человеку стало плохо в парке», ничего не объясняют. Мы приезжаем и не знаем, куда идти: парк-то большой. Либо бывает так: увидит кто-нибудь с балкона лежащего на асфальте человека, звонит, сообщает. Мы приезжаем, и оказывается, что это не человек вовсе, а куча мусорных мешков. А в это время была срочно нужна бригада на другой вызов. Поэтому диспетчер всегда просит подойти к пострадавшему и посмотреть, что с ним.
Автор: Катерина МАТВЕЕВА